• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Янукович вернет инвесторов в зоны?
    2007-05-15 10:08:44

    Министерство экономики вновь предлагает вернуть стране специальные экономические зоны. Сделать это возможно при помощи новой редакции закона про СЭЗы, проект которого подготовлен министерством.

    На своем сайте Министерство экономики опубликовало проект новой редакции закона «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон». В случае его принятия Верховной Радой (какого-либо созыва), он заменит достаточно скандальный предыдущий закон, действующий с ноября 1992 года, однако приостановленный в действии после принятия изменений в закон о госбюджете на 2005 год.

    Примечательно, что новая редакция была подготовлена еще при руководстве Минэкономики Владимира Макухи. Тот факт, что текст документа публикуется при его преемнике, означает, что курс на возвращение СЭЗов является одним из приоритетов нынешнего правительства. К слову, замена закона про СЭЗ является лишь частью большой законодательной реформы, направленной на улучшение инвестиционного климата. Этот законопроект входит в пакет из четырех документов: «О внесении изменений в закон «Об инвестиционной деятельности», «О внесении изменений в закон «О режиме иностранного инвестирования», а также проект закона «Об индустриальных (промышленных) парках».

    Свою инициативу Минэкономики объясняет желанием оптимизировать работу СЭЗ, в том числе – привести их работу в соответствии с требованиями ВТО. Кроме того, новая редакция закона выстроена по принципу «кнута и пряника». С одной стороны законопроект ужесточает контроль над выполнением инвестиционных обязательств работающими в спецзонах предприятиями, а с другой - обещает им дополнительные преференции.

    Какие блага будут гарантированы инвесторам в СЭЗах нового образца? Так же, как и в «старых» СЭЗах, предприятия, работающие в этих спецзонах, освобождаются от импортной пошлины и НДС, ввозимых на территорию СЭЗ товаров для реализации инвестпроектов. Очень важно, что новая редакция закона отдельно описывает механизм продажи продукции, производимой в СЭЗах, на налоговой территории Украины. Если ранее такая продукция беспошлинно вывозилась из спецзоны, то теперь она будет облагаться налогами в той же мере, как импортируемые товары. Таким образом, правительство намерено ликвидировать одну из основных претензий к СЭЗам со стороны ВТО - организации, одним из основных принципов которой является равенство возможностей для производителей.

    Кроме того, данная редакция закона предлагает новую льготу для СЭЗов: предприятия, работающие в них, будут иметь право на двухлетний инвестиционный налоговый кредит – беспроцентную отсрочку уплаты налога на прибыль. Стоит отметить, что такую же льготу будут иметь и предприятия, работающие в рамках индустриальных парков. Отличие индустриального парка от СЭЗа состоит в отсутствии таможенных льгот, а поэтому основывать такие парки сможет не только Верховная Рада (как СЭЗы), но и местные органы власти.

    Еще один немаловажный момент – новый формат СЭЗов будет открыт не только для иностранного, но и для отечественного капитала. Стоит напомнить, как на проводимом в декабре прошлого года в Донецке выездном заседании комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики тогдашний министр экономики Владимир Макуха был поддан обструкции за напоминание, что в нарушение закона СЭЗы привлекают не иностранные инвестиции, а служат укрытием для отечественных капиталов. «Основу любой экономики, доверие к стране составляют исключительно отечественные инвесторы! Когда министр экономики так угнетенно говорит о том, что 75% (в СЭЗах- «Главред»)– это отечественные инвесторы – это как минимум настораживает! А как максимум – ставит вопрос о профессиональной компетентности!»,- заявил ему нардеп Борис Колесников. Новая редакция закона уже «не угнетает» отечественный капитал.

    При этом данный законопроект может быть применен и к уже зарегистрированным СЭЗам. В Конечных положениях к законопроекту отмечено, что спецзоны, успевшие 31 марта 2005 года подписать договоры на реализацию инвестпроектов, имеют право продлить их реализацию. Такими счастливчиками стали 7 СЭЗов: «Донецк», «Азов», «Автопорт «Краковец», «Интерпорт Ковель», «Порто-Франко», «Рении» и «Порт Крым». В пояснительной записке такое решение объясняется защитой от возможных исков предприятий, работающих в названных спецзонах. Хотя остается непонятным - а что, в других СЭЗах никто не работал?

    В отличие от предыдущей редакции, новая предусматривает контроль над эффективностью работы СЭЗов. Полномочия по проведению этого контроля планируется отдать «центральному органу исполнительной власти по вопросам экономической политики» – вероятно, речь идет либо о Минэкономики, либо о создании специальной комиссии при Кабмине. Этот орган вместе с органами управления СЭЗ будет проводить экспертизу перспективности создания новых СЭЗ, а также ежегодно мониторить реализацию инвестпроектов, накладывая санкции на нарушителей ее условий. Ради справедливости стоит отметить, что законопроект не содержит критериев, руководствуясь которыми будет проводиться мониторинг. В такой случае, непонятно, как именно будет определяться анализ целесообразности создания СЭЗов – «на глаз» или руководствуясь дежурными постановлениями Кабмина.

    Такие же проблемы возникают и при ликвидации спецзон. Новая редакция закона про СЭЗы предусматривает две причины досрочного прекращения их работы: при полном отсутствии реализации инвестпроектов в течение трех лет, а также при наличии негативных результатов их работы. Руководствуясь первой причиной, ликвидация СЭЗов обречена на провал – всегда можно «привлечь» какой-нибудь завалящий (пусть даже номинальный) инвестпроект. В свою очередь при оценке результативности работы СЭЗа ключевым моментом выступает вопрос – на основании какого периода работы будет проводится анализ. Одного года – по аналогии с ежегодностью мониторинга, трех лет – сроке работы СЭЗа, или большим периодом. Стоит напомнить, что масштабные инвестиционные проекты рассчитываются на срок окупаемости не менее пяти лет, а поэтому легко могут признаваться неэффективными.

    В свое время президент Кучма сказал по поводу СЭЗов: «Возможно, это зоны, возможно – свободные, но не экономические». Нынешняя редакция однозначно сделает СЭЗы еще боле свободными, однако станут ли они экономические – покажет качество контроля, практически не выписанное в законопроекте.

    Олекса Богуш

    Инф. "glavred">glavred

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.