Чертово колесо фортуны: можно ли доверять аттракционам в Украине

17 апр, 09:34

Аттракционщики часто ведут бизнес без разрешительных документов

Хотите жить - позаботьтесь о своей безопасности сами. Такой совет дают специалисты после трагедии львовской студентки на аттракционе Matrix в г. Харькове. Независимо от того, какими будут выводы следствия прокуратуры по этому делу, ситуация показывает, что контролирующие органы не дают гарантий безопасности для людей. Как минимум, разрешительные документы аттракционщиков могут быть поддельными, максимум - отсутствовать вообще.

Бизнес развлечений - один из наиболее прибыльных в мире. Если не принимать в расчет торговлю тиками и оружием, то он занимает третью-четвертую позицию по доходности. Пытаясь утолить жажду зрелищ, каждый год в парках появляются все новые аттракционы. Человек ненасытен в ощущениях и готов выдерживать серьезные нагрузки: если крутиться - то со скоростью звука, если падать вниз головой - то непременно с небоскреба. За 25 грн. сегодня можно даже попробовать, как тренируются космонавты перед вылетом. При этом мало кого смущает, что на аттракционах гибнут люди, и далеко не из-за неосторожности.

Крылатые качели с истекшим сроком эксплуатации
«Развлечения, в частности аттракционы, в Украине всегда финансировались по остаточному принципу. Это «наследство» еще со времен Союза. Как результат - во всех парках средний возраст оборудования 35 лет, а есть карусели еще с 1946-го года, - рассказал интернет-газете «СЕЙЧАС» один из инженеров винницкого завода «Аналог». - Если мы предлагаем установить свое оборудование, то парки отказываются, мотивируя это тем, что на качелях катаются только дети, а «американские горки» им не нужны. Однако картина-то совершенно другая. В Виннице население 360 тысяч человек. Нагрузка на детские аттракционы составляет 15 тысяч детей, цена билета - 1 грн. В то же время нагрузка на ые аттракционы - 180 тысяч человек при цене билета 15–20 грн. То есть спрос на ые аттракционы гораздо выше». Впрочем, позицию парков тоже можно понять. Они не в состоянии приобрести стационарные и безопасные аттракционы, поскольку себестоимость одного комплекса - от $0,5 до $1 млн. «Мы также не можем его установить, поскольку местные власти требуют от нас откат за землю в размере 30% стоимости аттракциона в прошлом году и 35% - уже в этом. В итоге страну наводнили передвижные чешские аттракционы, безопасность которых не выдерживает никакой критики», - сетует инженер.

Если бы им можно было доверять, то чехи эксплуатировали бы их и сегодня, убежден специалист. Однако такие комплексы уже с истекшим сроком эксплуатации устарели не только физически, но и морально. Более того, даже если бы это были современные аттракционы, они не подходят по техническим характеристикам для Украины. «В Украине самые жесткие строительные нормы. Тот же коэффициент запаса прочности в Украине на 4 показателя выше европейского и на три - российского. Будучи производителями, мы вынуждены разрабатывать проекты, просто немыслимые для Европы и Азии. Колесо обозрения у нас на 30–40 тонн тяжелее, чем в Китае», - продолжает эксперт.

Не стоит забывать и о сроке эксплуатации, который у передвижных аттракционов в два раза меньше, чем у стационарных. «Аттракционы предназначены для транспортировки. Соответственно, они изготовляются из более легких металлов. Не нужно думать, что из-за этого они небезопасны. Но постоянный монтаж и демонтаж приводит к износу. Если они отслужили свой срок за границей, то их нельзя больше использовать, - рассуждает эксперт. - Львовская студентка якобы выпала. Однако даже по украинским ГОСТам должно быть две системы фиксации пассажиров. Если не срабатывает одна, то работает другая. Пассажир не в состоянии самостоятельно отключить зажимы – система работает автоматически и управляется оператором».

По мнению инженера, разрешительные документы на эксплуатацию аттракциона - еще не гарантия безопасности. «Лицензии на тестирование и проверку получают любые фирмы – ООО, ЧП и пр., у которых нет ни своих инженеров, ни лабораторий, ни специалистов, ни приборов. Аттракционщики за взятку руководству парка или города получают право на размещение. Каждый надеется, что все обойдется», - рассказывает эксперт.

Думайте сами, решайте сами
Тогда как контролирующие органы считают, что сами аттракционщики часто ведут бизнес не по правилам – без каких- либо разрешительных документов. «Чтобы получить право на эксплуатацию аттракционов, каждое предприятие должно получить специальное разрешение в территориальном управлении Госкомитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора. Документ выдается после проверки аттракционов. После получения разрешения предприятие может разъезжать с аттракционами по всей территории Украины. Однако прежде должно уведомить другие территориальные управления о своем приезде в конкретный город. Орган проверяет полученный ранее документ и выдает свое разрешение на эксплуатацию в конкретном месте, изучив условия монтажа и место размещения аттракциона», - разъяснил интернет-газете «СЕЙЧАС» Георгий Басакин, первый замначальника территориального управления Госкомитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора в Киевской обл. и г. Киеве. По мнению Басакина, разрешение может выдать и другая организация, получившая на это право – лицензию. В обоих случаях ответственность за безопасность пассажиров несет орган, выдавший разрешение.

«Учитывая несчастные случаи на аттракционах, можно предположить, что отдельные предприятия устанавливают аттракционы, так и не получив разрешения. Однако тогда вопрос к муниципалитету. Приехав на гастроли в город, они не могут разместить свой комплекс, не зарегистрировавшись, - рассуждает Басакин. - Органы местного самоуправления не могут позволить размещения без наличия соответствующих разрешений. То есть ответственные за каждый аттракцион в каждом случае есть».

Чтобы не допустить трагедии, Басакин рекомендует гражданам интересоваться об ответственности до посадки в кабинку. «Если после аварии окажется, что предприятие не имело никаких разрешений на эксплуатацию аттракционов, то потерпевшему будет уже все равно. Не стоит бояться любопытства в хорошем смысле слова. Поинтересуйтесь лицензией, разрешительными документами и самим аттракционами».

Также стоило бы поинтересоваться, работает ли в штате предприятия слесарь, электрик и другие специалисты, советует инженер. Обычному специалисту не понять по работе аттракционов, насколько они безопасны. Да и посетители яются яркими огнями, краской и музыкой. Но стоит понаблюдать, насколько прочно закреплен комплекс, прислушаться к работе самих каруселей, предлагает эксперт. Конечно, и операторы должны проходить стажировку и практику по безопасности с работой на аттракционах. Но опасно не то, что аттракционы обслуживают неопытные и необученные 16-летние юноши. Нет слесаря и электрика, который бы мог проверить работу узлов перед запуском, резюмирует инженер.

Иван САМОЙЛЕНКО

Инф. E-Finance


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/101852.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua