«…на реформы нет ни денег, ни времени, но осуществлять их все равно нужно», - министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины Алексей Кучеренко

19 май, 11:14

В Луганске с четверга в среднем на 33% выросли тарифы на содержание домов и придомовых территорий. Неделей раньше стоимость коммунальных услуг почти вдвое повысилась в Тернополе. Готовится очередной виток инфляции? Или же местная власть таким образом пытается решить наболевшие проблемы жилищно-коммунального хозяйства, которое давно требует кардинальных реформ? Но каждый новый министр видит их по-своему. Алексей КУЧЕРЕНКО, который уже вторично «вступил» в коммунальные проблемы, рассказал «Дню» о своем видении планов реформирования ЖКХ.

— На недавней встрече с мэрами вы говорили, что на проведение коммунальных реформ не осталось ни времени, ни денег. Объясните подробнее, что вы имели в виду?
— Вы меня неправильно поняли. Я говорил, что на реформы нет ни денег, ни времени, но осуществлять их все равно нужно. Мы проговорили и проели ресурс, который должен был смягчить их. В отличие от своего более «либерального» предшественника считаю, что у нас не осталось времени на такую «доброту». Я сторонник более жестких и более радикальных мероприятий.

— Что именно вы имеете в виду?
— Будет мало разработать какую- то политику, необходимо выработать механизмы для ее реализации. С одной стороны, должна быть возможность давать предприятиям «пряник» в виде государственных средств, с другой — «кнут», четко ставя перед ними задачу по энергосбережению, предоставлению качественных услуг. Сказанное касается, в первую очередь, тарифного регулирования естественных монополий, а также других направлений коммунальных реформ, например, создания объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).

— Кстати, как продвигается их создание? Как стимулировать появление ОСМД?
— В 90-х годах мы выбрали свой путь приватизации жилья — бесплатный. Однако владелец квартиры — это не только право, но еще и обязанность содержать в подобающем состоянии весь дом.

— Как вы заставите людей исполнять эту обязанность?
— Я остаюсь сторонником жесткого, прагматического подхода, по которому пошли Польша, Чехия, Словакия. Он заключается в том, что, как только в доме появляется хотя бы одна приватизированная квартира, там обязательно нужно создавать ОСМД. Для воплощения этой идеи в жизнь мало только воли министра, необходимо политическое решение на наивысшем уровне. Я допускаю, что через год Украина будет выбирать между этим вариантом и более мягким. Исходя же из сегодняшних реалий, мы понимаем: если не выбрать обязательный вариант, то следует прибегать к жестко-стимулирующему.

— Что это значит?
— Во-первых, нужна пропаганда и позитивные примеры. Во-вторых, — хорошие стимулы. Это, например, автоматическая передача в собственность ОСМД придомовых территорий уже во время регистрации этих организаций. Новая редакция законопроекта о создании ОСМД (я его соавтор) уже находится в Верховной Раде. В- третьих, нужна также реальная помощь ОСМД через паевое участие государства в капитальном ремонте, утеплении дома, оборудовании его счетчиками. Сразу хочу сказать, что государственное участие в капремонте будет незначительным. Окончательный его размер еще не определен, но оно может быть на уровне 10—20% от общих расходов. Поэтому, учитывая нынешние сложности, министерство делает главное ударение на термосанации домов.

— Какие финансовые механизмы для стимулирования энергосбережения вы можете предложить жильцам?
— Механизм только один: государственная поддержка по погашению тела кредита и процентных ставок по кредиту на такие цели. Скоро пройдет встреча ЕБРР с десятью банками, которым предложат конкретные механизмы привлечения средств в отрасль ЖКХ.

— Можно подробнее...
— Вопрос в том, что должно быть юридическое лицо, которое эти банки в дальнейшем будет кредитовать. Скорее всего, это и будет ОСМД. Далее будет осуществляться термоаудит дома, будут определяться энергозатраты, которые можно сэкономить после обновления жилья. За пять лет вложенные инвестиции окупятся и следующие 25 лет владелец за коммунальные услуги будет платить в два раза меньше, чем раньше.

— А кто будет платить за кредит?
— Люди. За все платит потребитель. Государство может частично поддержать. Польша, например, компенсировала 25% тела кредита и давала льготный процент для энергосохраняющего кредита. Соответствующий закон должен появиться в Верховной Раде в июне. Его рабочее название — «Об энергоэффективности жилых домов».

— А у нас кредитный подход, который применяется в Польше, сохранится?
— Наше министерство его поддерживает, но требуется правительственное решение.

— Будет ли обязательным создание ОСМД при заселении граждан в новые дома?
— Об этом говорит одна из норм упомянутого выше законопроекта про ОСМД. Она вытекает из опыта цивилизованных стран. Там ни одну квартиру в новом доме нельзя продать, если не создан ОСМД. Человек покупает не просто квартиру, а свою долю в конкретном инимуме.

— Как вы оцениваете шансы на поддержку такого законопроекта различными политическими силами в парламенте?
— Если его удастся деполитизировать, то он пройдет! Но если там начнется шоу на тему, кто больше любит народ,— то точно не пройдет. У меня был разговор с Владимиром Рыбаком, Александром Поповым и другими уважаемыми людьми. Они в приватном разговоре поддерживали эту идею.

— Где будете брать инвестиции для восстановления сетей, которые массово выходят из строя?
— Все там же: у банков, инвестиционных фондов. Механизм только один — частичное погашение тела кредита и компенсация процента по кредиту. Я понимаю, что резко избавиться от практики бюджетных инвестиций нельзя, но дальнейшее ее использование ведет в никуда.

— Вы за внедрение концессий в коммунальном секторе. Но нужен еще и закон, который бы при этом защитил стратегические объекты от скрытой приватизации. Министерство его разработало?
— Концессия и отличается от аренды на 49 лет — скрытой приватизации — тем, что это более жесткий механизм со взаимными обязанностями сторон, которые довольно четко прописаны. Сегодня Закон «Об особенностях концессии для предприятий водо- и теплоснабжения» проходит завершающую фазу согласования и через несколько недель он будет передан на рассмотрение правительства. Но мне кажется, что одной концессии может быть недостаточно для привлечения мощных инвестиций в отрасль ЖКХ. У меня есть опасения, что под лозунгом концессии приходят не инвесторы, а финансовые управители, которые пытаются сесть на финансовый поток и инвестиции отнести на прибыль. Если это случится то, нужно, как мне кажется, идти на частичную приватизацию коммунальных объектов. Скажем, 50+1% предприятия остается у общины, а 49% выпускаем на рынок для привлечения инвестиций.

— Если допустить, что такая приватизация состоится, то инвесторы будут обращать внимание, в первую очередь, на привлекательные объекты. А как быть с убыточными?
— Каждый объект имеет свою цену. Главное — приватизация не какого-то «железа», а права выхода на рынок, который будет привлекателен всегда. Ведь люди как пили воду, так и будут пить, а значит — будут платить за это деньги.

— Вашу инициативу относительно создания независимого регулятора естественных монополий в составе министерства некоторые называет попыткой избавиться от ответственности за рост тарифов.
— Это не так. Сейчас ответственность размыта: 60% лежит на плечах органов местного самоуправления, а 40% — на НКРЭ, которое фактически не является независимым. Поэтому люди обвиняют в росте тарифов всех. Мы предлагаем сделать, чтобы это было коллегиальное решение людей, которые сознательно устанавливают единые правила игры для всех субъектов этого рынка.

— Каким вы видите такой регулятор?
— Это определит Верховная Рада в соответствующем законе. Министерство же, руководствуясь своими полномочиями, производит механизмы реализации такой идеи. У нас существует определенное видение, но оно должно вписываться в конституционные изменения. Национальную комиссию по регулированию естественных монополий следует прописать в Конституции, так же как Верховный Суд или Антимонопольный комитет. И она не должна входить в правительственную вертикаль. В условиях действующей Конституции, эта комиссия должна формироваться из шести членов, каждый из которых через год становится ее головой. Подавать на рассмотрение ее состав должен был Президент, а утверждать — Верховная Рада.

— Будут ли в нее входить представители Министерства по вопросам ЖКХ?
— Нет. Министерство вообще через 3—4 года выполнит свою миссию и его как такового не будет. Часть ведомства трансформируется в эту комиссию... Другая будет называться Министерством жилищной политики и коммунальной инфраструктуры.

— В прошлом году на рассмотрение Верховной Рады был внесен проект Жилищного кодекса. Собираетесь ли представлять в парламент свой вариант?
— Да, специалисты министерства, привлекши ученых НАНУ, существенно доработали проект кодекса. Сейчас он проходит процедуру согласования. Я надеюсь, что в течение месяца он будет передан на рассмотрение правительства.

— Будет ли там норма о принудительном отселении людей из аварийных домов?
— Мы вообще не говорим о принудительном отселении. Речь идет только о принудительном выкупе земли в случае возникновения общественной необходимости. Такая норма находится не в данном Кодексе, а в недавно утвержденных на заседании правительства изменениях к Закону «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда». Мы предлагаем определенную методологию и механизмы решения спорных вопросов с жителями дома при разрешении дальнейшей судьбы аварийных домов.

— Каковы эти механизмы?
— Есть четкие строительные экспертизы. Методология данного закона заключается в том, что экспертизу может провести даже владелец любого дома. Но на основании полученной информации нужно принять решение, что дальше делать с домом. Житель может жить в доме еще 5—7 лет, пока тот не станет аварийным, ничего не делать, или же принять участие в программе реконструкции жилья.

— Вероятно, для запуска такой программы уже сейчас нужно начинать строить жилье для отселения?
— Мы это понимаем и сейчас происходит планирование построить стартовые дома в 10-ти пилотных городах страны. Кстати, по методологии этого закона даже запрещено создавать маневренный фонд, куда человек на определенное время переезжает как во временное жилье. Люди будут переселяться в новые квартиры и только тогда будут передавать свою квартиру на снос. Человек защищен на 101%!

— Сегодня отказ одного из жителей отселяться не позволяет сносить дом. Что предлагаете в этом случае?
— В законе прописан механизм, в соответствии с которым решение о дальнейшей судьбе такого дома, принятое 60% жителей, является обязательным для выполнения остальными 40%. Утверждать такую норму будет Верховная Рада...

— Возвращаясь к новой редакции Жилищного кодекса, хочу спросить, что вы изменили по сравнению с предыдущей?
— Не стоит ожидать, что Кодексом будет разрешено не платить за жилищно-коммунальные услуги. Не следует ожидать, что в Кодексе запишут невозможность выселения из квартиры за долги. Рано или поздно за комунальные долги будут отбирать квартиру, если не по Жилищному кодексу, то по Хозяйственному.

Наталья БИЛОУСОВ

Инф. "day">day


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/104916.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua