Цена публичности

13 мар, 10:23

Для украинского эмитента проведение IPO возможно как на европейском, так и американском рынке. Отечественные компании в наибольшей степени привлекает Альтернативный инвестиционный рынок (AIM) Лондонской фондовой биржи сравнительно невысокой стоимостью размещения и широкой базой потенциальных инвесторов

Кроме AIM, отечественных эмитентов сегодня может заинтересовать публичное размещение акций (IPO) на Варшавской или Венской фондовых биржах, потенциальная возможность проведения размещения на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на украинском рынке — в системе ПФТС. Об этом на семинаре «Выбор биржи для IPO: особенности различных рынков и факторы успеха для эмитента», соорганизатором которого выступил учрежденный «Экспертом» Национальный комитет IPO, сообщил академический вице-президент Международного института бизнеса Александр Мертенс. Выбор рынка для IPO зависит от трех ключевых факторов: соответствия требованиям листинга в зависимости от размера и зрелости компании, целей собственников и уровня корпоративного управления, а также прямых затрат (плата за листинг и его поддержание, затраты на раскрытие информации и маркетинг выпуска). Неявные затраты могут возникнуть в случае недооценки акций при первичном размещении.

Именно на AIM провели IPO три компании, которые зарегистрированы за рубежом, однако в своей деятельности всецело ориентированы на украинский рынок. На альтернативную площадку Лондонской фондовой биржи, основанную в 1995 году специально для небольших предприятий, приходится 60% размещений за период с 2003 года по III квартал 2005 года. На этой площадке котируются 1,3 тыс. компаний, из которых 200 зарубежных. За ней с большим отставанием следуют Euronext (12% размещений), Варшавская фондовая биржа и основная площадка Лондонской фондовой биржи (по 7%). Практически все большие биржи требуют проведения трехлетнего аудита. Исключение представляет AIM: там достаточно подать проверенную аудиторами годовую финансовую отчетность (в течение первого полугодия), а за первые три месяца полугодия — отчетность без аудиторского заключения. В числе преимуществ альтернативного рынка — отсутствие требования к количеству ценных бумаг, которые находятся в обращении, и к минимальной капитализации.

По данным Международного института бизнеса, средний объем одного IPO на европейских биржах за последние три года составил 61 млн евро, в том числе на основной площадке Лондонской фондовой биржи — 161 млн евро, на Euronext — 127 млн евро, на Варшавской фондовой бирже — 58 млн евро, а на альтернативной инвестиционной площадке Лондонской фондовой биржи — 12 млн евро. Если сравнивать с американским фондовым рынком, то в последние годы эмитенты отдают предпочтение Лондону: к ним ужесточились требования в соответствии с законом Сарбейнса-Оксли, принятым в США в 2002 году. Согласно этому закону, высший менеджмент несет личную ответственность (вплоть до уголовной) за достоверность финансовой отчетности и процедуры внутреннего контроля, независимые директора должны составлять большинство в совете директоров, а комитет по аудиту — полностью состоять из независимых директоров. Динамично развивающаяся Варшавская фондовая биржа объявила в числе приоритетов привлечение иностранных эмитентов из стран Восточной Европы. В ее листинге количество иностранных компаний, осуществивших IPO, увеличилось за последние три года с одной до семи. По оценке специалистов, средние затраты на проведение IPO в Варшаве составляют 1,3 млн злотых, из них болееины — оплата услуг менеджера выпуска, около трети — услуги по разработке проспекта, еще 15% занимают реклама и продвижение. Минимальные расходы эмитента составляют 150 тыс. злотых.

На роль регионального лидера в Восточной Европе претендует также Венская фондовая биржа. Первоначальный взнос за листинг составляет 1% от номинальной стоимости размещения, ежегодный взнос — 0,05% объема сделок. Кроме того, потенциальная возможность осуществлять размещение украинских акций есть и на ММВБ, заявившей о своем намерении в ближайшие годы стать центром проведения IPO для эмитентов из соседних государств. Стоимость получения листинга первого и второго уровня составляет соответственно 50 и 30 тыс. рублей (при ежегодном взносе в 15 и 10 тыс. рублей). На сегодня IPO в Москве могут осуществлять только компании, зарегистрированные в России, но с принятием закона о российских депозитарных расписках такую возможность будут иметь и украинские компании.

Посильны для молодых отечественных компаний требования NASDAQ Small Cap Market. Это размер акционерного капитала не менее 5 млн долларов, рыночная капитализация — не менее 50 млн долларов, не менее 1 млн акций в обращении, минимум 300 акционеров (не менее 100 акций) у каждого и минимум три маркет-мейкера. Но все же из-за таких требований американский рынок пока мало привлекателен для украинских эмитентов. Выход на Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE) и вовсе дорог, а также требует соответствия многим правилам.

В настоящее время около тридцати украинских предприятий планируют свой выход на IPO. При верном подборе зарубежной биржи средняя стоимость размещения составит 5–7% от объема привлекаемых средств (в ПФТС эта цифра может быть значительно ниже). Правильный выбор биржи ает ключевую роль при публичном размещении акций, ведь издержки IPO-дебютанта от Украины — Ukrproduct Group — составили почти 12% суммы привлеченных от продажи акций средств.

Виктория Ковалева

Инф. expert


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/10505.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua