13 мар, 16:45
Чиновники обещают обеспечить аграриев горючим
Весенние полевые работы и предстоящее повышение экспортной пошлины на нефть посеяли среди пессимистов опасения по поводу нехватки горючего и его удорожания. Но эксперты и чиновники сходятся во мнении, что предпосылок для этого нет.
Ближайшее будущее украинской нефтяной отрасли остается неясным. Пока что импортеры по-прежнему беспрепятственно ввозят в страну горючее, а отечественные переработчики говорят о недобросовестной конкуренции на рынке. Между тем, аграрии, благодаря которым спрос на ГСМ весной стремительно возрастает, усиленно готовятся к посевной. Сегодня, по данным Минагрополитики, их запасы дизтоплива составляют 100,2 тыс. тонн.
Наиболее обеспеченными являются Полтавская — 6,01 тыс. тонн, или 135% от необходимого, Черкасская — 5,17 тыс. тонн, или 133%, Харьковская — 6,61 тыс. тонн, или 132%, Черновицкая — 1,45 тыс. тонн, или 131%, Винницкая — 7,1 тыс. тонн, или 127%, области.
В то же время, нехватку солярки испытывают Ивано-Франковская (0,39 тыс. тонн, или 48%), Автономная Республика Крым (1,99 тыс. тонн, или 48%), Житомирская (1,29 тыс. тонн, или 59%) и Волынская (1,02 тыс. тонн, или 82%) области.
Запасы бензина для проведения мартовских сельхозработ составляют 26 тыс. тонн, утверждают специалисты МинАП. Лучше всего горючим обеспечены Днепропетровская (99%) и Кировоградская (99%) области, хуже всего — Донецкая (9%), Ивано-Франковская (25%), Житомирская (26%) и Закарпатская (27%) области.
Проблема обеспечения аграриев топливом в период полевых работ уже стала традиционной. Каждый раз чиновники принимают почти одни и те же меры и озвучивают одни и те же предложения.
Так, в 2005 году привычное весеннее удорожание горючего вызвало резкую критику со стороны правительства Юлии Тимошенко. Тогда глава Кабмина громогласно обвинила нефтепереработчиков в картельном сговоре и пообещала сурово наказать тех, кто решил «подзаработать на украинских потребителях». Тогда был установлен максимальный предельный уровень розничных цен на автомобильное топливо. Однако эти шаги привели лишь к дефициту бензина, из-за чего власти решили отменить пошлину на ввоз ГСМ в Украину.
Примерно такие же меры принимались и в 2004-м. Правительство Виктора Януковича подписывало с нефтяниками известный меморандум «2-90». Хотя на рынке существовали объективные предпосылки для удорожания горючего. Еще тогда власти (причем далеко не в первый раз) говорили о необходимости создания стратегического запаса топлива.
Сегодня, в канун очередного весеннего ажиотажа, чиновники снова вспомнили о резерве. Еще осенью Кабмин требовал от Госрезерва сформировать запасы горючего до ноября прошлого года. Это позволило бы проводить топливные интервенции в периоды пикового спроса и таким образом охлаждать ценовой накал. Но ведомство не выполнило поручение правительства.
Министр топлива и энергетики Иван Плачков объяснил, что расходы на создание резерва не были запланированы в госбюджете. А потому принято решение инициировать создание запаса за счет самих нефтяников и НПЗ. Правда, неизвестно, согласятся ли последние с таким предложением.
Ранее один из способов решить проблему обеспечения аграриев предлагала «Укртатнафта». Летом минувшего года глава компании Сергей Глушко был готов предоставить сельхозработникам необходимые объемы ДТ, но не сразу, а постепенно. Согласно его концепции, в перерыве между посевной и уборкой урожая предприятие могло ежемесячно отгружать крестьянам часть положенного количества горючего. Но власти проигнорировали эту инициативу.
В апреле экспортная пошлина на нефть вырастет со 160,8 до 186,4 долл./т. Но, по мнению экспертов, это не повлечет за собой повышения цен на топливо. «Все будет зависеть от котировок на мировом рынке. Никакие российские пошлины не влияют на уровень цен в Украине. Пошлина хоть и рекордная, но она всего на 5–6 долл. выше, чем в декабре-январе. А оптовая стоимость бензина в этот период обрушилась, потому что такой была конъюнктура рынка. Какими будут мировые цены, так они и отразятся на Украине», — считает директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн.
Чиновники также полагают, что предпосылок для удорожания нет. «По топливу выглядит так, что значительная его часть уже заготовлена в целом по Украине. Я не вижу каких-либо особых проблем... Не от чего повышаться ценам», — заявил и. о. премьер-министра Юрий Ехануров.
А власти тем временем снова предлагают варианты работы нефтепровода «Одесса-Броды» в аверсном режиме. Но на этот раз они планируют загрузить его не каспийским, а ближневосточным сырьем. Так, по словам главы госкомпании «Укрзаграннефтегазстрой» Ивана Дадиверина, Украина и Турция совместно построят нефтепровод «Джейхан-Самсун» длиной 560 км, мощностью 100 млн. тонн в год. Топ-менеджер добавил, что объект поможет снизить нагрузку на проливы Босфор и Дарданеллы, через которые, по его расчетам, в 2005 году танкеры перевезли 140 млн. тонн сырья.
Дадиверин считает, что нефть будет загружаться на суда в Самсуне и доставляться в Одессу. Затем часть ее отправится на украинские НПЗ, а оставшиеся 40–50 млн. тонн в год будут транспортироваться в Европу. Он также заявил, что западный инвестор в лице Thiessen Group поставил задачу построить не только трубопровод, но и 12 танкеров. Шесть из них — дедвейтом 150 тыс. тонн и еще шесть — по 100 тыс. тонн. В условия договора также входит создание нового современного НПЗ мощностью 15 млн. тонн. На все это зарубежная компания готова выделить 9,3 млрд. долл., заявил Дадиверин.
Впрочем, эксперты полагают, что реализовать подобный проект будет непросто. «Чтобы дать адекватную оценку перспективам проекта реверсного нефтепровода «Джейхан-Самсун», необходимо смотреть его экономику. В первом приближении можно только сказать, что себестоимость нефти, прокачанной по данному маршруту, у потребителя будет крайне высокой за счет дальнего расстояния, нескольких перевалок, а также разных нефтетранспортных систем. Иракская нефть сорта «лайт» и так дорогая, а из-за дальнего расстояния конечному потребителю она будет стоить дороже казахской и азербайджанской. Кроме того, нужно помнить, что магистраль «Одесса-Броды» не интегрирована в Европу и вопрос дальнейшего распределения иракской нефти среди европейских заводов остается открытым», — сказал «Ведомостям» вице-президент ООО «ТНК-ВР Украина» Александр Грабовский.
Кроме того, запланированные объемы транспортировки несколько превышают возможности Украины. Так, «Укрзаграннефтегазстрой» намерен поставлять из Одессы в Европу около 50 млн. тонн нефти в год. Однако порт Южный сегодня не в состоянии принимать танкеры дедвейтом 150 тыс. тонн, а максимальная пропускная способность магистрали «Одесса-Броды» составляет всего лишь 14 млн. тонн в год. Поэтому, похоже, что этот проект, как и многие другие, останется на бумаге.
Андрей Гриднев
Инф. kv
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/10582.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua