17 июн, 09:12
Ожидая невиданного наплыва туристов, крымские работодатели расширили штатное расписание, увеличив число вакансий по меньшей мере на треть, тогда как предложение на местном рынке труда, наоборот, сокращается. Поскольку компании по-прежнему готовы платить достаточно скромные оклады, их главным конкурентным преимуществом стал «бытовой пакет», включающий жилье и питание. Подобные условия труда привлекают не столько высококлассных работников, сколько желающих недорого отдохнуть у моря. Активное развитие рекреационной инфраструктуры в Крыму с каждым годом увеличивает потребность в обслуживающем персонале. Стремление потенциальных работодателей заполучить как можно больше рабочих рук объясняется и весьма радужными прогнозами на нынешний курортный сезон — ожидается, что в связи с удорожанием практически всех внешних туристических направлений отдыхающие потянутся на ЮБК. Эксперты считают, что динамика роста потока пляжников в этом году составит не менее 10–15%. По оценкам директора агентства «Белая полоса» Наталии Хрущевой, спрос на «летний» персонал удвоился по сравнению с прошлым годом. «Среди работодателей преобладают гостиницы, в том числе частные, и рестораны. В этом сезоне открылось немало новых баз отдыха и заведений общепита, которые полностью набирают штат — от грузчиков и уборщиц до управляющих», — рассказывает эксперт. Начальник отдела кадров Palmira Palace Светлана Бондаренко добавляет, что в сезон потребность отеля в персонале возрастает на 25–30%. «К примеру, на нашем предприятии в список наиболее востребованных попали повара, мойщики посуды, грузчики, а также технический персонал (слесари, электрики и пр.). Официантов и горничных мы дополнительно не набираем, так как текучесть таких специалистов у нас невысокая. Но это скорее исключение из правила. Многие пансионаты в сезон сталкиваются с острой нехваткой обслуживающего персонала», — говорит она. В кадровом агентстве «Ольф» отмечают, что рестораторы и хотельеры чаще всего просят подобрать администраторов, поваров, официантов, горничных, мойщиков посуды, уборщиц и охранников. В этом году заметно активизировались торговые предприятия. Если еще прошлым летом крымские рекрутеры заявляли, что в связи с реструктуризацией местных дистрибьюторских компаний спрос на торговый персонал на полуострове заметно упал и многие специалисты были вынуждены искать работу в близлежащих регионах (в том числе Одессе, Херсоне, Николаеве), то сейчас ситуация кардинально изменилась. По словам Наталии Хрущевой, в Крым зашли новые ритейлоры, преимущественно из городов-миллионников (Киев, Донецк, Днепропетровск), желающие подзаработать на курортниках. «Кроме того, — добавляет ведущий консультант крымского офиса агентства «Допомога» Анжела Бовкуш, — ожидая существенного наплыва туристов, расширяют штат уже работающие на рынке компании. По каждому из сезонных направлений (как правило, напитки, мороженое и пр.) они берут одного-двух дополнительных сотрудников». Как следствие, потребность в специалистах по продажам к началу лета выросла в несколько раз. Не менее динамично увеличивается дефицит и «низового» торгового персонала. «Продавцов в киоски и на лотки в начале июня требовалось в два-три раза больше, чем в апреле–мае», — констатирует г-жа Хрущева. Но шансы потенциальных работодателей закрыть сезонные вакансии хотя бы на 70–80% низки как никогда. Местное население все реже рассматривается компаниями в качестве кадрового резерва. Крымчане традиционно по максимуму используют курортный сезон для собственной предпринимательской деятельности и не настроены работать «на дядю». «Кроме того, продолжается массовая миграция жителей трудоспособного возраста в другие регионы, в частности Донецк, Днепропетровск, Киев», — утверждает Наталия Хрущева. Таким образом, предложение на местном рынке труда из года в год снижается. С коллегой согласна и Светлана Бондаренко, отмечая, что на ЮБК растет доля тех, кто обзаводится апартаментами на побережье исключительно с целью провести здесь отпуск. «Поэтому при кажущейся стабильности численности населения полуострова работать тут уже сейчас практически некому. И с каждым годом проблема будет только усугубляться», — прогнозирует эксперт. Дополнительным фактором, который может усилить кадровый голод, является повышение требований к соискателям. «Если ранее работодатели готовы были брать людей буквально с улицы, то сейчас многие компании не могут себе этого позволить. К примеру, рестораны и отели, претендующие на статус элитных (их доля в Крыму постоянно растет), хотят набрать специалистов, имеющих опыт работы в сфере обслуживания, ведь учить временных сотрудников некогда», — говорит г-жа Хрущева. Впрочем, в разгар сезона, когда закрыть вакансии не удастся, возможно, придется пересмотреть требования к соискателям. Тем более что, как прогнозируют аналитики, вместо высококлассных профи, которых ждут крымские компании, на практике они вынуждены будут иметь дело с приезжими «искателями приключений», которых влечет на полуостров не столько возможность подзаработать, сколько желание провести каникулы у моря, получив жилье и питание у работодателя. Светлана Бондаренко не скрывает, что поток желающих совместить труд и отдых достаточно велик. «Особенно часто интересуются возможностью получить работу жители Донецкой, Луганской и Волынской областей. Но им в обязательном порядке требуется жилье, а предоставить его, учитывая стоимость квадратного метра в курортный сезон, может далеко не каждая компания. Возможность решить жилищный вопрос сейчас является одним из главных конкурентных преимуществ работодателей в битве за персонал», — резюмирует г-жа Бондаренко. Не исключено, что «воздух, солнце и вода» могут оказаться единственным козырем крымских компаний. Несмотря на дефицит рабочих рук, они по-прежнему предпочитают экономить на сотрудниках. Хотя по сравнению с прошлым годом зарплаты по большинству вакансий выросли на 30–40%, они остаются одними из самых низких в стране. К примеру, поварам на ЮБК предлагают всего 2 тыс. грн. в месяц, тогда как соискатели, имеющие опыт работы в ресторанах, готовы кормить отдыхающих не менее чем за $1 тыс. «В среднем 1,5 тыс. грн. в месяц предлагают практически всем сезонникам — официантам, горничным, разнорабочим. Понятно, что за такие деньги согласны работать разве что студенты», — констатирует Наталия Хрущева. По прогнозам специалистов, доля иногородних в структуре сезонного персонала на полуострове, которая и ранее была достаточно весомой, достигая 30–50%, в этом году может превысить 70%. Многие предприятия заключили договоры с профильными учебными заведениями (кулинарными, туристическими техникумами и вузами) о приеме на практику учащихся. Ставку на студентов делают и торговцы. Анжела Бовкуш отмечает, что большинство компаний, желая сэкономить, пытаются закрыть вакансии за счет учащейся молодежи. Дело в том, что высококлассные продажники, уловив конъюнктуру рынка, резко повысили самооценку и требуют не менее $1 тыс. в месяц, тогда как студенты готовы трудиться за $300–400.
"dsnews">dsnews
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/108174.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua