В результате китайской Baosteel пришлось согласиться на увеличение стоимости железорудного сырья в среднем на 88% по сравнению с прошлым годом.
Baosteel традиционно выступает от лица всех металлургов Поднебесной, являющихся крупнейшими мировыми потребителями железорудного сырья (ЖРС). Переговоры о его стоимости стороны начали еще в ноябре прошлого года, за несколько месяцев до заключения новых годовых контрактов, которые начинают действовать с 1 апреля. Но китайцы в этом году до последнего сопротивлялись существенному повышению стоимости железорудного сырья, так что переговоры затянулись.
Вчера Rio Tinto сообщила, что контракты все же подписаны. Китай согласился покупать железную руду марки Pilbara Blend Fines по цене 144,66 долл. за тонну, что на 80% выше прошлогодней цены, а марки Pilbara Blend Lump — по 201,69 долл. (повышение на 96,6%). Эти цены уже фактически действуют на всю руду, которую австралийцы успели отгрузить в Китай с апреля, поэтому последним придется компенсировать разницу. При этом в конце марта китайцы протестовали даже против 71-процентного повышения цен на ЖРС. По словам исполнительного директора Rio Tinto Сэма Уолша, “новая цена отражает сильный спрос на продукцию компании”. Кроме того, в нее заложены инвестиции в расширение железорудного бизнеса группы с нынешних 200 млн до 320 млн т к 2012 году. С представителями Rio Tinto вчера связаться не удалось.
На долю трех крупнейших горнорудных компаний мира — Vale, Rio Tinto и BHP Billiton — приходится около 70% мирового рынка железной руды, которая транспортируется по морю. При этом бразильская Vale, единственная из “большой тройки”, еще в феврале заключила новые контракты с азиатскими сталеварами, повысив для них цену на 65%. А вот BHP Billiton и Rio Tinto столкнулись с достаточно серьезным сопротивлением китайских потребителей, не желавших соглашаться с новыми условиями. Камнем преткновения стала премия за транспортировку в размере 10% к цене бразильской руды, на которой настаивали австралийцы.
Как рассказал аналитик HSBC Securities Алан Коутс, теперь новые цены Rio Tinto предполагают 10-процентную премию к ценам Vale на условиях FOB. Дело в том, что везти руду из Бразилии на 40—50 долл. за тонну дороже, чем из Австралии, и австралийцам впервые удалось ввести ценовую премию за расстояние. Раньше разница цен на транспортировку была ничтожной, поэтому не было и такой премии. По словам г-на Коутса, ранее для китайцев самой дорогой была руда из Индии, которую они покупали на спотовом рынке, затем шло сырье из Бразилии за счет высокой стоимости транспортировки, а самой дешевой была австралийская руда. “Теперь ситуация изменилась в пользу австралийцев”, — констатирует он.
Дмитрий Смолин из ФК “Уралсиб” отмечает, что на российском рынке цены на ЖРС, как и цены на коксующийся уголь, отстают от мировых. По сравнению с прошлым годом наши цены выросли всего на 47%, тогда как за границей рост составил более 60%. Но по мнению г-на Смолина, новые мировые цены на ЖРС могут повлиять на стоимость сырья для Магнитогорского меткомбината, который закупает большие объемы сырья у казахстанской ENRC по годовым контрактам, ориентируясь на мировые тренды. “Я думаю, в переговорах на этот год они закладывали рост 70—75%”, — отмечает он.
"ukrrudprom">ukrrudprom