“Гарна пісня нова”. Начнем ее снова?

25 июн, 10:30

У каждой армии есть устав гарнизонной и караульной службы. А если цивильная структура хочет порядка — ей тоже без него никак. Есть свой устав и на энергорынке, называемый Правилами и являющийся приложением к договору между членами Оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) Украины. Если менять устав неконтролируемо, начнется разруха, по профессору Преображенскому, поэтому вносить изменения в Правила ОРЭ может лишь его Совет из десяти директоров и только после всестороннего изучения новшества рабочей группой. Увы, на оптовом рынке уже имели печальный опыт. 19 мая 2005 года Минтопэнерго предъявило Совету “Временный порядок учета объемов накопления угля газовой группы на ТЭС энергогенерирующих компаний на осенне-зимний период 2005-2006 годов”, которым предлагалось всем теплоэлектростанциям Украины, потребляющим не антрацитовые угли (а это — половина всех ТЭС), работать минимально допустимым составом оборудования (с максимальной, естественно, нагрузкой на “антрацитные” ТЭС). Причина: в Украине на тот момент якобы существовал дефицит углей газовой группы. Может, дефицит действительно существовал, и предлагаемое решение было панацеей. Тут бы и разобраться рабочей группе да сказать свое веское утверждающее слово регулирующему органу — Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ). Но нововведение под давлением Минтопэнерго и при поддержке членов Совета — представителей НАК “Энергетическая компания Украины” (НАК “ЭКУ”) — прошло с благословения совета в “устав” по сокращенной программе, а НКРЭ его утвердило. В результате “неантрацитные” ТЭС, работавшие по минимуму, поимели головную боль в виде зашлаковки и резкого снижения параметров котлоагрегатов с последующей их остановкой и расшлаковкой вручную. “Антрацитные” ТЭС, работавшие под максимальными нагрузками, с не рассчитанными на “равный” график работы энергоблоками, были вынуждены работать именно в таком графике, замещая, к тому же АЭС и ГЭС, дающие намного более дешевую электроэнергию. Спалили зря 150 тыс. тонн лишнего угля. Были ли 60 железнодорожных составов лишними — вопрос риторический. Бюджет потерял 35 млн. гривен. Кто-нибудь был наказан? Вопрос тоже риторический, хотя постановление НКРЭ было позже признано противоправным Хозяйственным судом Киева. А теперь, внимание! Грабли в студию! В конце мая, ровно через три года после авантюры с “Временным порядком”, госпредприятие “Энергорынок” по инициативе Минтопэнерго внесло на рассмотрение рабочей группы Совета ОРЭ очередной прожект — проект изменений Правил ОРЭ, касающийся тарифообразования в конкурентном секторе электроэнергетики. Как стало известно из информированных источников, новшество снова касается тепловых электростанций — им прорабатывается механизм, позволяющий энергогенерирующим предприятиям, эксплуатирующим ТЭС, в самом скором времени поднять планку стоимости своей продукции. На уточняющий вопрос “за счет чего?” источник ответил: “За счет перехода к собственной заявленной стоимости производителей тепловой электроэнергии, которая будет покрывать растущую стоимость топлива (угля, газа, мазута); такая методика позволит также некоторым производителям без убытков для своей деятельности компенсировать недостаток дешевого топлива (угля) использованием природного газа”. Те, у кого еще побаливает лоб после граблей-2005, считают, что “последствия таких изменений негативно скажутся на электроэнергетике, так как заметно ослабнут стимулы производителей к удешевлению стоимости своей продукции за счет изыскания источников дешевого топлива, к повышению экономической эффективности работы оборудования, вложениям средств в ремонт и модернизацию”. Конечно, с каждым предварительным выводом можно и должно спорить. В конце-концов, никто не утверждает безапелляционно, что готовящееся редактирование Правил не имеет права на обсуждение и изучение. И никто бы не возражал, если бы они обсуждались и изучались рабочей группой, принимались Советом ОРЭ и утверждались НКРЭ. Как “устав” велит. Но в том-то и дело, что, судя по ситуации, ситуация 2005 года повторяется с пугающей точностью. Все идет к тому, что новая редакция Правил будет фактически в первозданном виде предоставлена на согласование и принята на очередном Совете ОРЭ. Для создания видимости обсуждения и корректировки новой редакции Правил рынка проводятся заседания временных групп указанной рабочей группы. Правда, большинство членов, как рабочей группы, так и Совета ОРЭ составляют представители государственных органов (Минтопэнерго, НКРЭ) или подведомственных Кабмину компаний (предприятия входящие в “НАК “ЭКУ”). После принятия положительного решения Советом ОРЭ большинством голосов, в чем уже у наблюдателей нет сомнения, новая редакция Правил рынка будет утверждаться НКРЭ. После чего Правила рынка, как неотъемлемая часть Договора между членами оптового рынка электрической энергии Украины, обязательны для исполнения всеми участниками оптового рынка. Можно уже сейчас просчитать негативы? Можно. Руководителям энергогенерирующих кампаний, эксплуатирующих тепловые электростанции, после вступления в силу подретушированных Минтопэнерго лоббистским оттенком Правил энергорынка можно будет не только не задумываться о поиске более дешевых углей, а попросту будет выгодно сжигать более дорогие угли, имеющие более высокие качественные характеристики (или не имеющие их, и сжигать больший процент высокореакционного иностранного топлива — природный газ, мазут). Кроме того, им выгодно будет увеличивать удельные затраты на топливо и на собственные нужды для производство электроэнергии. Так как все равно понесенные на покупке топливе затраты вернуться в виде платежей за электроэнергию с оптового рынка. Сколько экономика страны понесет убытков в виде спаленных зря эшелонов и цистерн, каким будет этому эквивалент потерь в миллионах гривен — вопрос к экономистам. Понесет ли кто наказание за убытки — вопрос риторический. Источник http://www.ukrrudprom.ua

Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/109145.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua