На опережение

17 мар, 12:23

Хотя настоящая весна в этом году явно запаздывает и прогнозы синоптиков на ближайшую неделю выглядят весьма неутешительно, уже начали появляться первые признаки того, что оптовый рынок нефтепродуктов все же решил проснуться после традиционной зимней спячки. Складывается впечатление, что многие его участники приступили к наверстыванию упущенного, посчитав, что дальше снижаться ценам уже просто некуда. А потери, которые с середины января несут оптовые торговцы нефтепродуктов, на самом деле оказались весьма ощутимыми. Чего стоит падение цен только по высокооктановым бензинам, подешевевшим за этот период в среднем более чем на 600 грн на одной тонне.

Под конец минувшей недели радостная для нефтетрейдеров весть пришла с Кременчугского НПЗ, где цены на светлые нефтепродукты пусть и символически, но выросли на 20-70 грн. на одной тонне. Операторы крупнооптового рынка, естественно, восприняли это сообщение как сигнал к немедленным действиям. В результате пересмотра их прайсов средняя цена отдельных марок нефтепродуктов в крупном опте подскочила значительно выше заводских цен. В первую очередь это коснулось 95-го бензина. Как отметила в своем комментарии для издания «СЕЙЧАС» исполнительный директор нефтяной компании «Ойл-технолоджи Юкрейн» Инна Дюмина, ничего удивительного в том, что в наибольшей степени подорожала именно эта марка бензина, нет. «Последние две недели цена 95-го бензина находилась на нижней границе его себестоимости. Сейчас же торговцы топливом пытаются вывести его на уровень более-менее нормальной рентабельности. К тому же этот бензин, в принципе, не обязан находиться в том же ценовом диапазоне, что и дизельное топливо. Ценовая разница между ними должна составлять 300-400 грн./т в пользу бензина марки А-95. А ведь сейчас одна тонна 95-го в среднем по Украине пока еще стоит даже дешевле дизеля», - говорит г-жа Дюмина.

Следует также отметить, что вслед за Кременчугским НПЗ цены на текущей неделе поднялись и у Шебелинского ГПЗ. Опять же на 95-й бензин. Вместе с тем официальные прайс-листы этих заводов почему-то остаются без каких-либо изменений. По словам опрошенных экспертов, это объясняется тем, что фактически на рынке действуют двойные цены: одни - прайсовые, другие - зависящие от личных симпатий и договоренностей нефтетрейдеров с представителями заводов. Например, средняя цена реальных сделок на дизтопливо производства Кременчугского НПЗ в настоящее время, согласно данным компании UPECO, составляет 3640 грн./т, а в официальном прайс-листе этого предприятия заявлена цена в 4040 грн./т. Подобную картину можно наблюдать и по остальным видам топлива производства этого и других еще работающих заводов.

И хотя нефтетрейдеры пытаются поднимать крупнооптовые цены на нефтепродукты, ожидавшегося всплеска спроса на горюче-с чные материалы все еще не наблюдается. «Спроса нет, аграрии спят, поскольку ни обещанных дотаций, ни кредитов от государства они еще не получили», - сказал в интервью для издания «СЕЙЧАС» представитель одной из киевских нефтяных компаний.

Напомним, что не так давно премьер-министр Юрий Ехануров заявил, что проблем с топливом у аграриев на сегодня нет и значительная его часть уже заготовлена в целом по Украине. Да и средств у сельхозпроизводителей, по словам главы правительства, достаточно для закупки ГСМ. Поскольку Кабмин 2 марта принял ряд постановлений, устанавливающих порядок дотаций для них.

Тем не менее большинство опрошенных изданием «СЕЙЧАС» аграриев утверждают, что если они и закупили топливо для посевной, то только на начало работ, поскольку достаточными денежными средствами для его закупки в полном объеме они не располагают. Да и с дотациями дело обстоит не так просто: несмотря на то что необходимые документы сельхозпроизводители уже подали, реальных денег от государства еще не поступало.

В отличие от крупнооптового сегмента, где жизнь потихоньку начинает набирать обороты, в рознице все тихо и спокойно. Так, согласно данным компании UPECO, и за прошедшие семь дней в большинстве регионов в основных сетях АЗС цены остались неизменными. А в отдельных уголках страны розничникам пришлось даже несколько сдать свои позиции. В этом плане больше всех отличилась Ривненская область, где розничные цены рухнули в среднем на 5-11 копеек. Причем основной акцент местными операторами был сделан на 95-м бензине и дизтопливе. Как пояснил изданию «СЕЙЧАС» директор местной сети «Авиаком» Игорь Кочергин, то, что упал в цене высокооктановый бензин, закономерно. По его мнению, это просто запоздалая реакция розничного рынка на события, ранее происходившие в крупном опте. А вот резкое падение цены на дизтопливо - это действительно аномальное явление для марта. Как оказалось, эпицентром снижения цен в Ривненской области стала автотрасса Киев - Варшава. Ведь именно на этом автобане на 1 км трассы приходится по 6-7 АЗС, что приводит к жесточайшей конкуренции между ними. Поэтому хозяева расположенных там АЗС в борьбе за транзитные фуры, которые, как правило, заправляются дизельным топливом, буквально наперегонки снижают цены на него. Тем более что объемы реализации нефтепродуктов через сети АЗС в этом году явно не радуют их владельцев. Так, по словам г-на Кочергина, падение объемов реализации топлива, по сравнению с мартом прошлого года, составило до 70%.

Розничники Николаева, Тернополя, Луганска, Донецка и Волыни за анализируемый период также снизили стоимость топлива на своих станциях. Однако падение цен в этих регионах было не столь ощутимым - от 1 до 5 копеек на литре каждого вида топлива.

Вероятнее всего, до конца месяца на рынке не произойдет ничего экстраординарного. Этому будут способствовать прежде всего неблагоприятные погодные условия. Однако, согласно имеющимся прогнозам, ситуация может начать меняться на противоположную уже в апреле. По крайней мере, участники рынка ожидают плавного повышения цен на все марки светлых нефтепродуктов. «Со следующего месяца мы увидим совсем другую тенденцию. Топливо будет постепенно дорожать. Во-первых, непонятно, по какой цене нам будут продавать российскую нефть. Во-вторых, в настоящее время в полном объеме работают только Кременчугский НПЗ (который, кстати, уже начал работать по экспортной программе) и Шебелинский ГПЗ. Что касается Надвирнянского завода, то для Украины это капля в море. В лучшем случае, он обеспечит потребность в нефтепродуктах трети Западной Украины, но никак не всю страну», - говорит Инна Дюмина.

Надежда Леонец

Инф. times.e-finance.com.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/11056.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua