Заработать на народе

14 июл, 05:00

Продукция украинских народных промыслов еще двадцать лет назад приносила в государственную казну сотни миллионов долларов. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Право на проведение чемпионата Евро-2012 предоставило Украине уникальный шанс заработать на народных ремеслах. Как на этом сделать эффективный бизнес?

Лариса и Сергей Харченко, собственники магазина "Подарки", начинали свой бизнес с торговли сувенирами китайского и польского производства в арендованном помещении в центре Житомира. Наценка на штампованные безделушки составляла 100-200% (столичный показатель 200-300%. - Ред.). В начале 2000-х годов на полках их магазина появилась продукция производства украинских мастеров, которая со временем кардинально изменила стратегию ведения бизнеса житомирских предпринимателей.

В изделиях народных умельцев, которые определенно отличались от существующего ассортимента магазина, появлялась индивидуальность, чувствовалась "душа", вспоминает Лариса Харченко. Сначала продукция покупалась для украшения витрины магазина, наценка на нее была скорее символической и не предполагала больших заработков - не более 20%. Затем завязались отношения и с другими мастерами в традиционных центрах народной культуры. Сегодня семья Харченко владеет собственными торговыми площадями в центре города, а рентабельность их работы составляет 60-80% при наценке на изделия народных мастеров в 30%. Этот показатель гораздо меньше, чем был в начале развития бизнеса. Но замена китайского ширпотреба аутентичными изделиями позволяет владельцам магазина внести свою, пускай небольшую, лепту, в процесс возрождения и популяризации украинских народных промыслов.

Хранители традиций

В то время как соседние Беларусь и Россия сумели сохранить традиции народного искусства и сделать на них доходный бизнес, Украина не смогла превратить народные промыслы в прибыльный сектор экономики. Есть указы и законы, но не разработаны механизмы, которые бы позволили мастерам воспользоваться льготами. Примеры того, как кто-то из народных умельцев смог добиться каких-то поблажек от государства, можно сосчитать по пальцам одной руки. Одним из них можно назвать преференции, предоставленные государством кролевецким ткачихам (когда-то их было более 700, сегодня осталось несколько десятков), которые добились освобождения от уплаты налога на землю.

Занятие художественными промыслами сегодня сродни подвигу. Государство не возрождает утраченную производственную базу и систему сбыта. В советские времена, окончив учебное заведение и приняв участие в пяти-шести выставках (таким образом подтвердив свое твердое намерение превратить занятие художественными промыслами в дело всей жизни), новоиспеченный мастер гарантированно получал мастерскую. Существовали централизованные системы сбыта, которые помогали реализовывать продукцию, распределялись заказы.

Народные промыслы были делом государственной важности, а многочисленные предприятия насчитывали до тысячи работников. По словам старшего научного сотрудника Украинского центра культурных исследований Александра Белашова, в советское время только одно профильное предприятие "Укрхудожпром", которое объединяло 25 фабрик художественных изделий, ежегодно производило продукцию на более чем $200 млн.

Сегодня же украинское государство утратило интерес к популяризации народных промыслов. А традиции и секреты ремесла хранят и приумножают мастера, передавая их из поколения в поколение. Причем многие умельцы сочетают полезное с приятным, наладив доходный бизнес на своем творчестве. Для других народный промысел остается занятием для души.

Как зарабатывают на ремесле

Приобрести изделия украинских мастеров можно далеко не во многих местах. Самый богатый выбор, безусловно, там, где они производятся. В Киеве на сегодняшний день осталось несколько специализированных магазинов. Славится богатством выбора и Андреевский спуск. Но наценки здесь намного выше, зачастую вызывает сомнение и аутентичность самих изделий. В последнее время все большую популярность набирают выставки, фестивали и ярмарки народных промыслов. Это довольно удачный канал сбыта продукции украинских умельцев. Кроме того, спрос есть и за рубежом, особенно в странах, где проживает украинская диаспора.

У изделий народных художественных промыслов нет сезонности, говорят продавцы и производители, то есть чтобы один месяц продавались только вышиванки, другой - резьба по дереву. Спрогнозировать покупательские предпочтения практически не представляется возможным, спрос всегда эксклюзивный. Покупателями часто выступают организации и фирмы, которые ищут нестандартный подарок или сувенир, особенно выезжая за границу или за пределы региона.

Торговые точки, как правило, имеют сформировавшуюся базу поставщиков - уже зарекомендовавших себя мастеров. А когда мастер предлагает свои работы впервые, продукция оценивается по особым критериям ручного труда. "В ручной работе очень важна аккуратность и творческий подход: сразу видно, когда автор занимался "штамповкой", а ведь есть и такие", - рассказывает Ольга, продавец магазина "Украинский сувенир".

Здесь же освоили и интернет-продажу изделий народных промыслов: основные покупки идут через сайт, заказы делаются из любого региона Украины, а также любой точки мира. Однажды пришел заказ из дальнего зарубежья на одно пасхальное яйцо. Только за его пересылку заказчику пришлось заплатить $70, а дорога к владельцу заняла месяца два.

Изделия народных промыслов - удовольствие дорогое и для покупателя, и для производителя. К примеру, вышиванку можно купить и за 50 грн., и за 5 тыс. грн., вышитый рушник - и за 100 грн., и за 15 тыс. грн. Все зависит от качества и трудоемкости процесса.

В столице и курортных городах платежеспособность и туристические потоки гораздо больше, чем в других регионах. Поэтому многие народные умельцы везут свою продукцию в Киев. Здесь продажа может приносить до 100-150% прибыли, отметила Лариса Харченко. Но миф о заоблачной рентабельности киевских сувенирных точек, торгующих народными промыслами, развеяли работники магазинов "Украинский сувенир" и "Украинские ремесла", расположенных в центре столицы. "Накрутка" на изделии составляет 60-100%. "Когда народный умелец привозит свои изделия в Киев, он хочет за них намного больше, чем когда сдает их в региональные торговые точки. Вот и получается, что никаких сверхприбылей мы не имеем", - рассказала Ольга, продавец "Украинского сувенира", при этом посетовав на то, что со следующего месяца магазин вынужден переехать в Бортничи (район на окраине столицы), поскольку платить ежемесячную аренду в размере $20 тыс. они не в состоянии.

Еврошанс

Массовая реализация продукции народных мастеров возможна лишь при наличии повода, и, казалось бы, чем этот повод масштабнее, тем больше шансов на успех предпринимателей. Но смогла ли Украина воспользоваться уже прошедшими, и что планирует на предстоящих мероприятиях евромасштаба?

В преддверии "Евровидения 2005" ООО "Киевская фабрика сувениров" ("КФС") обратилось в голландскую компанию Bаdge Company с предложением выступить эксклюзивным представителем логотипа "Евровидения" в Украине. "Мы заплатили 40 тыс. евро за право использования их логотипа в сувенирной продукции на мероприятии", - рассказывает Андрей Кононов, коммерческий директор "Киевской фабрики сувениров". Компания брендодержатель оставляла за собой право утверждения ассортимента. "КФС" предложила большое количество различных позиций, где также были изделия, которые заказывались непосредственно на Западной Украине у мастеров: резьба по дереву, куклы, тарелки и пр. Но владельцев знака мало интересовало, как представить самобытность Украины. Волновал лишь экономический результат.

"Накрутка" на самые ходовые позиции составляла сотни процентов, делится Андрей Кононов. Футболки, бейсболки, банданы себестоимостью 6-12 грн. продавались за 50-75 грн. На изделия из дерева с росписью - шкатулки, подсвечники, яйца - себестоимостью 20-40 грн. была установлена цена 75-150 грн. В результате самым ходовым товаром оказались футболки, бейсболки, флажки, чашки, значки, банданы. Продажи товаров народного промысла дали скудные результаты. Украинскую традиционную продукцию европейцы восприняли без энтузиазма, сами же украинцы ограничивались приобретением пакета с логотипом. "Может, контингент был не тот, - размышляет Андрей Кононов, - но товаров народных промыслов продалось меньше половины изготовленного. И вот уже четвертый год остатки на сумму около 50 тыс. грн. "зависли" на точках".

В преддверии Евро-2012 организация, которая занимается подготовкой к событию, заключила предварительный договор на производство сувенирной продукции. Украинскому народному промыслу места там не нашлось. "Чиновники от футбола выбрали тривиальные чашки, футболки, банданы, значки. Ни одна позиция из художественного промысла пока не включена в предварительный перечень сувенирной продукции на Евро-2012", - сетует Андрей Кононов.

Результаты "Евровидения 2005" показали, что продается сувенир, понятный всем. Люди, овладевшие искусством продажи народных промыслов, полагают, что дело вовсе не в контингенте. Подвели маркетинговый подход и бич наших отечественных бизнесменов - менеджмент. "Публику, возможно, нужно было просто подготовить, - говорит Лариса Харченко. - Ведь целевая аудитория данных мероприятий - молодежь. А не было ни рекламы, ни маркетинга". Если бы та же тарелка или шкатулка стали символом "Евровидения", все было бы совершенно по-другому. "Показать такое изделие с логотипом крупным планом на мониторах и провести небольшие акции нужно было обязательно. Люди раскупили бы этот символ, чтобы унести с собой, как частичку атмосферы, на память", - предполагает г-жа Харченко.

Но дело здесь не в маркетинге и не в менеджменте. Создать комфортные условия для развития народных промыслов должно государство, ведь прежде всего, это инвестиция в украинскую культуру. Подобные инициативы должны происходить с его непосредственным участием. Лишь создав плацдарм для успешного развития народных промыслов, Украина сможет зарабатывать на этом большие деньги, тем более что экспортный потенциал имеется.

Ирина Государская

www.news.finance.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/110993.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua