14 июл, 07:00
Рост спроса и цен на коксующиеся угли вынуждает украинских металлургов покупать угольные активы за рубежом. Отечественный потенциал уже исчерпан.
Заинтересованность украинских металлургических компаний в угледобывающих активах растет столь же стремительно, как и цена на кокс. На сегодняшний день статус владельцев российских угольных активов получили несколько крупных отечественных метпредприятий. Не исключено, что до конца года их ряды пополнят и другие игроки рынка. Это обусловлено такими факторами, как недостаточная добыча угля соответствующих марок в Украине, постоянное снижение ее объемов и низкое качество отечественного сырья.
300 млн долл. в шахту
В ближайшее время метзавод "Донецксталь" планирует закрыть сделку по приобретению российской шахты "Комсомолец" (Кемеровская обл.) у "Сибирской угольной энергетической компании" (СУЭК). Окончательной договоренности по поводу купли-продажи этого актива стоимостью в $300 млн. стороны достигли в июне. Это произошло после того, как СУЭК, выработав все запасы энергетического угля на этой шахте и, соответственно, утратив к ней интерес, направила предложение о продаже двум российским компаниям - "Южный Кузбасс" и "СДС-Уголь", а также украинской "Донецксталь".
И хотя потенциально все три предприятия были заинтересованы в разработке нижних горизонтов "Комсомольца", на которых залегает более 100 млн. тонн коксующегося угля марки ГЖ, россияне от сделки отказались. В свою очередь украинский метзавод, испытывая дефицит углей данного типа, проявил интерес к угольному активу.
На сегодня собственные потребности "Донецкстали", владеющей Ясиновским и Макеевским коксохимзаводами, не превышают 2 млн. тонн в год. Поэтому они легко могли бы быть удовлетворены за счет добычи на приобретаемой ею российской шахте, которая согласно плану в текущем году составит не менее 2 млн. тонн.
Кроме этого актива, компания уже контролирует крупнейшую украинскую шахту "Красноармейская-Западная №1", а также является ведущим иностранным инвестором на рынке угледобывающих активов России, где ее интересы представляет ЗАО "Многоотраслевое производственное объединение "Кузбасс". В его управлении - действующая шахта "Заречная", четыре строящихся шахты ("Алексеевская", "Сибирская", участок "Поле шахты "Кузнецкая" и "Карагайлинская"), обогатительная фабрика "Спутник" и ряд других предприятий.
В среднем балансовый ресурс каждой из этих шахт колеблется в диапазоне от 90 до 150 млн. тонн угля различных коксующихся и энергетических марок. Их проектные мощности рассчитаны на добычу не менее 5-6 млн. тонн угля ежегодно. Однако в полном объеме их начнут эксплуатировать лишь после широкомасштабных инвестиций в 2011 году. В нынешнем же году МПО "Кузбасс" планирует увеличить инвестиции в производство на 72% и за счет роста объемов добычи на шахтах "Заречная" (до 5 млн. тонн) и "Алексеевская" (до 1,2 млн. тонн) довести общий объем добычи до 6,2 млн. тонн.
В целом же, по оценкам экспертов, производственные мощности кузбасских активов "Донецкстали" составляют почти 8 млн. тонн угля в год, что превращает компанию в одного из главных поставщиков этого вида сырья для других украинских металлургических предприятий.
Главные импортеры
Вследствие роста дефицита сырья для коксования даже те украинские металлургические компании, которые располагают собственными угледобывающими активами, вынуждены увеличивать объемы его импорта, в частности - из России. К примеру, в течение января-апреля текущего года импорт рядового угля и угольного концентрата на отечественный рынок вырос до 4,13 млн. тонн, а за весь 2008 год в страну планируют ввезти не менее 11 млн. тонн этих видов сырья.
Так, сегодня "Метинвест Холдинг", владеющий украинскими шахтами "Краснодонуголь" и "Павоградуголь", является в то же время самым крупным импортером российского угля. На его долю приходится 32% всего объема импорта. В свою очередь "ArcelorMittal Кривой Рог", в собственности которого до недавнего времени вообще не было угольных активов на территории СНГ, импортировал сырье из Казахстана и России, удерживая за собой 30% всего объема украинского импорта.
Также, несмотря на наличие избыточных угледобывающих мощностей, в числе импортеров оставался и метзавод "Донецксталь", на долю которого приходилось 17% всего объема отечественного импорта в прошлом году. Кроме того, одним из наиболее уязвимых импортеров остается до сих пор корпорация "Индустриальный Союз Донбасса" (ИСД), не располагающая собственными угледобывающими мощностями, доля которой в общем объеме импорта в прошлом году составила 14%. В текущем же году ИСД также импортирует 2 млн. тонн угля из США и Канады.
Что же касается предприятий, входивших ранее в состав группы "Приват" и перешедших ныне в собственность компании "ЕвразХолдинг", они, разумеется, будут работать за счет поставок угля из России. Речь идет о "Днепрококсе", "Баглейкоксе" и Днепродзержинском КХЗ, которые получат, согласно плану, почти 1 млн. тонн угля с принадлежащей "Евразу" угольной компании "Распадская".
Украинские коксоманы
В течение последних полутора-двух лет российские компании все менее охотно вывозят уголь за рубеж, в том числе и в Украину, вследствие увеличивающихся потребностей в нем самих российских металлургов.
Ныне же, в преддверии глобального дефицита этого вида сырья, российские метпроизводители начали активно лоббировать введение механизмов защиты внутреннего рынка. В ответ на их требования российское правительство первого июля создало межведомственную рабочую группу, которая займется разработкой мер, направленных на ограничение экспорта коксующихся углей из РФ. По предположениям экспертов, вероятность введения экспортных пошлин в размере 75-85% или квот уже до конца текущего года весьма высока.
Впрочем, как констатируют представители украинских меткомпаний, в частности - гендиректор ММК им. Ильича Владимир Бойко, "добиться ввода ограничений на экспорт коксующихся углей российские металлурги пытались уже давно". И именно поэтому многие украинские метпредприятия, стремясь стабилизировать обеспечение сырьем подконтрольных им коксохимов, все охотнее стали приобретать российские угледобывающие активы.
Кроме "Донецкстали", не так давно собственниками подобных активов стали "Запорожсталь" и "ArcelorMittal Кривой Рог". Так, в прошлом году "Запорожсталь" стала собственником мощностей по добыче и обогащению коксующихся углей марки ОС - новой шахты "Быстрянская 1,2" (Ростовская обл.) и "Производственного объединения "Шолоховское". Балансовый ресурс "Быстрянской", запуск которой запланирован на конец 2010 года, составляет 46 млн. тонн. Инвестировав в строительство около $200 млн., собственник данного актива сможет добывать ежегодно свыше 750 тыс. тонн угля. А это, в свою очередь, позволит загрузить ПО "Шолоховское" на 50%. В свою очередь последнее, в состав которого входит обогатительная фабрика мощностью 1 млн. тонн и погрузочно-транспортное управление, уже сейчас на 50% удовлетворяет потребности в коксующихся углях подконтрольного "Запорожстали" "Запорожкокса" и на 35% - потребности в коксе самого меткомбината.
В марте нынешнего года компания "ArcelorMittal Кривой Рог" приобрела у "Северстали" шахты "Первомайская", "Березовская", "Физкультурник" и шахтоуправление "Анжерское". По оценкам экспертов ИК "Ренессанс-Капитал", на сегодня общий объем добычи всех четырех шахт, купленных за $720 млн., составляет более 2 млн. тонн коксующегося угля в год, чего достаточно для удовлетворения почти половины потребностей меткомбината в этом виде сырья.
И, наконец, в настоящее время "Донбасская топливно-энергетическая компания" (ДТЭК) ведет переговоры о приобретении шахты им. Чиха (Ростовская область). Впрочем, в данном случае речь идет о предприятии, специализирующемся на добыче энергетических марок угля, а поэтому данная сделка может стать одним из сегментов в процессе диверсификации источников сырья для тепловой генерации в Украине.
Кроме того, аналитики ИК "Ренессанс-Капитал" констатируют, что наиболее острую потребность в приобретении угледобывающих активов испытывают на сегодня ИСД и Мариупольский меткомбинат им. Ильича. В частности, как подчеркивают аналитики, "Индустриальный союз Донбасса" особенно нуждается в месторождениях коксующегося угля для загрузки контролируемого им Алчевского коксохимзавода "в свете широкомасштабной программы по увеличению производства стали". Что же касается ММК им. Ильича, то он по-прежнему остро нуждается как в угледобывающих, так и в коксохимических активах, не владея достаточными сырьевыми мощностями и работая в основном на импортном сырье.
Экспорт и транспорт
Как бы там ни было, но в наиболее выигрышном положении в борьбе за угледобывающие активы оказались компании подобно "Донецкстали", инвестиции которых в данный вид бизнеса были и остаются долгосрочными и стратегическими. Именно это позволило им не только обеспечить собственные потребности в данном виде сырья, но и в период максимального роста спроса стать его экспортерами. Что, в свою очередь, с одной стороны, вызвало потребность в создании необходимой транспортной инфраструктуры, а с другой - обеспечило компании необходимыми средствами для подобного реинвестирования.
В частности, та же "Днепроспецсталь" в настоящее время завершает строительство крупнейшего в Латвии специализированного угольного терминала закрытого типа - Baltic coal terminal. Согласно официальной версии, инвесторы проекта общей стоимостью 40 млн. евро - компании Ventspils tirdzniecibas osta и Indtec baltic coal. Однако второй инвестор является дочерней компанией нидерландской Indtec Finance B.V., являющейся аффилированной структурой "Донецкстали".
Пропускная способность строящегося терминала будет равна 10 млн. тонн угля в год, а ввод первой очереди мощностью в 5 млн. тонн запланирован уже на конец нынешнего года. Кроме того, склады терминала рассчитаны на хранение 240 тыс. тонн угля, а у причала смогут швартоваться суда с загрузкой до 120 тыс. тонн.
Тем не менее главная цель данного проекта состоит отнюдь не в улучшении снабжения углем украинских коллег "Донецкстали", а в налаживании его экспорта в дальнее зарубежье. А значит, как только терминал начнет работать на полную мощность, поток угля, импортируемого из России в Украину, в очередной раз сократится.
Следует отметить, что до сих пор оставаться крупнейшим зарубежным потребителем российских коксующихся углей Украине позволяла именно специфика транспортного обеспечения. Его легко и удобно было доставлять в соседнюю страну по железной дороге на фоне полного отсутствия необходимой инфраструктуры для экспорта в дальнее зарубежье. Ныне же у российских угольных компаний появляется все больше возможностей отправлять уголь в Европу и далее через появившуюся сеть балтийских портов. Из чего следует, что тем украинским потребителям, которым до сих пор не удалось обеспечить свой сырьевой баланс за счет долгосрочных контрактов или приобретения соответствующих активов, придется в самое ближайшее время вступить в жесточайшую борьбу за этот вид сырья со своими зарубежными конкурентами.
Елена Герасимова
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/110997.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua