07 авг, 23:10
В Украине существуют всего две беды - маленький урожай и большой урожай. В этом году приключилась вторая. Прогнозируемые 43 млрд. т. зерна страна не собирала за все 17 лет своего существования. Но по настоящему заработать на результате своих трудов пока не получается ни у аграриев, ни у зернотрейдеров. Экспортеры не хотят покупать товар по высокой цене, производители - продавать ниже себестоимости. Рынок фактически стал. Правительство разрабатывает очередные меры против очередного кризиса, но даже если они помогут, мы узнаем об этом ближе к зиме.
700 грн. за тонну фуражного зерна. Максимум - 800 и не копейкой больше. Это цена, которую предлагают покупатели фермерам, которые продают товар "с поля", то есть не везут его самостоятельно в порт или на элеватор. Большинство мелких хозяйств Украины работают именно по такой схеме, поэтому сейчас они оказались на грани кризиса. Ведь себестоимость производства тонны фуражного зерна составляет не менее 900 грн. - в этом году в три-четыре раза подорожали удобрения, а цена дизельного топлива практически достигла отметки EUR 1 за литр. А не продавать они не могут - нужно возвращать кредиты и готовится к следующему сезону.
Перестраховавшиеся
О возможных трудностях предупреждали еще в апреле, когда рекордные объемы будущего урожая уже начали вырисовываться, а в стране вовсю действовали квоты на вывоз зерна. В результате к новому маркетинговому году страна пришла с переполненными зернохранилищами. Ожидается 35 млн. т. ранних зерновых, да еще 5 млн. осталось с прошлого года. А предельная вместительность украинских элеваторов - 30 млн. т. Вот такая вот простая арифметика.
Дефицит площадей привел к тому, что в июне зернохранилища в два раза подняли цену на свои услуги. В результате многие хозяйства предпочитают хранить новый урожай у себя. Но такая возможность есть не у всех. "Поэтому фермерам приходится идти на те цены, которые им диктуют", - пояснила эксперт аналитической группы "УкрАгроКонсалт" Елизавета Малышко.
В ближайшее время рассчитывать на то, что закрома отечественных элеваторов освободятся для прибывающего зерна, не приходится. Украинские порты имеют очень низкую пропускную способность, не больше чем 1млн.600 тыс. т. зерна в месяц. Пройдет не менее трех месяцев, прежде чем площадь хранилищ начнет соответствовать количеству зерна.
Виноват ли спекулянт?
Рекордный урожай и недостаток элеваторов - не единственные причины, которые сформировали сверхнизкие цены, считают производители. Виновата еще и длинная цепочка перекупщиков, каждый из которых имеет влияние на стоимость. Генеральный директор Ассоциации фермеров и землевладельцев Украины Виталий Львов рассказал, что единой рыночной цены на зерно в Украине не существует - во всяком случае для фермера. "Мне известны случаи, когда в Луганской области за тонну фуражного зерна предлагали 680 грн., а в Харьковской - уже по 580 грн. Конечно, фермер не хочет продавать - ведь это ниже себестоимости", - говорит Львов. По его словам, иногда эта пресловутая тонна зерна проходит через пять рук, чтобы обрести своего настоящего покупателя.
Больше всего такая ситуация вредит мелкому фермеру. Ведь крупные агрофирмы как правило имеют собственные зернохранилища и способны переждать период рекордно низких цен в период сбора урожая.
Единственный выход для мелкого сельхозпроизводителя - продать свой товар государственному Аграрному фонду, предположила в интервью интернет-газете "СЕЙЧАС" руководитель аналитического отдела консалтинговой компании "ААА" Мария Колесник. Тем более, закупочные цены установленные государством, выше рыночных - 1193,34 грн. за тонну фуражной пшеницы и почти 1400 грн. за продовольственную третьего класса. Но Аграрный фонд имеет на все про все 1, 8 млрд. грн. Из-за проволочок в работе Верховной Рады он получил деньги с опозданием и только-только начинает проводить закупки. Значительно повлиять на рыночную цену госзакупки не смогут, полагает директор аналитической компании "ПроАгро" Николай Верницкий. "Государство не понимает, что государственная конъюнктура и конъюнктура рыночная - это разные вещи. И трейдеры не обязаны придерживаться тех цен, которое установило государство", - заявил он.
Пилюли от Кабмина
Тот факт, что одним Аграрным фондом фермеру не помочь, понимают и в правительстве. На совещании в Кабмине премьер-министр Юлия Тимошенко предложила способы урегулировать ситуацию на зерновом рынке.
Способ первый. Трейдерам, которые будут покупать зерно напрямую у производителя, а не у очередного перекупщика, государство будет компенсировать НДС в течение 3-5 дней. Представители Налоговой Администрации это предложение поддержали.
Способ второй. Фермеры спешат продать зерно, так как у большинства из них срок расчета с банками за кредит наступает в октябре. Юлия Тимошенко пообещала лично переговорить с финансовыми учреждениями, чтобы они пролонгировали срок кредитных договоров до декабря.
Способ третий. Всем губернаторам и их заместителям, присутствующим на совещании, поручено мобилизовать местные аграрные фонды и зерноперерабатывающие предприятия, чтобы максимальное количество закупок они сделали еще до осени.
Способ четвертый. Строительство элеваторов обещает стать выгодным делом. Готовится постановление Кабмина, согласно которому каждому предприятию, которое возьмет кредит на строительство зернохранилища, государство компенсирует процентную ставку по кредиту.
Виталий Львов, присутствовавший на совещании, говорит, что все эти меры могут иметь воздействие только в долгосрочной перспективе. На компенсацию НДС и процентов по кредиту понадобятся сотни миллионов гривен, элеваторы будут построены не ранее чем через год. А покуда этого нет, аналитики рынка советуют фермерам продавать свой продукт напрямую трейдеру или переработчику - ведь цена тонны зерна, привезенного в порт, составляет примерно 900 грн, а это уже почти мировая ставка.
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/113581.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua