15 сен, 10:48
Анализируют, насколько их компанию заденут снижение импортных пошлин и отмена квот, подсчитывают, как членство в этой организации повлияет на их позиции на украинском рынке… При этом просто забывая о целом ряде преимуществ для отечественных компаний, Или просто не зная о них.
Давайте отпразднуем вступление в ВТО! Попробуйте бокал чилийского вина всего за 15 грн.!" - заманчивые предложения подобного рода теперь можно найти во многих киевских ресторанчиках. У чилийских виноделов действительно есть повод для празднества. Еще бы - с момента вступления Украины в ВТО импортные пошлины на вино были снижены с 2 евро за 1 литр до 0,2 евро. И если раньше в супермаркете бутылка чилийского вина начального уровня Gato Negro стоила, скажем, от 52-56 гривен, теперь дистрибьютор этой продукции, компания "Винфорт", снизила его стоимость до 33-38 гривен.
Правда, вряд ли украинские потребители массово узнали бы об этом, если бы не активный маркетинг дистрибьюторов чилийской винной продукции в Украине и не помощь украинских СМИ. И вряд ли смогли бы порадоваться снижению цен, если бы в свое время иностранные виноделы не пролоббировали свои интересы во время двусторонних переговоров своих стран с Украиной в рамках ее вступления в ВТО.
Не в пример производителям чилийских, испанских и французских вин украинские компании говорят главным образом об угрозах, которые несет для них членство нашей страны во Всемирной торговой организации. А между тем немалую выгоду от членства Украины в этом торговом клубе могут извлечь и они. Главное - знать, где ее искать.
ВТО - не банкомат, говорит Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций, и вряд ли выгоду от членства в этой организации украинские компании смогут подсчитать в денежном эквиваленте. Но членский билет ВТО-клуба действительно несет украинскому бизнесу сразу ряд непрямых благ. Только если одни из них уже у всех на слуху, о других знают лишь единицы.
К первым - известным - относится снятие количественных ограничений на импорт украинской продукции в страны-члены ВТО. Как в случае отмены квотирования поставок стальной продукции в ЕС или доставшейся в наследство от Советского Союза поправки Джексона-Вэника в США (принятого еще в 1974 году и действующего до сегодня Закона о торговле в США, целью которого было наложить ограничение на торговлю Вашингтона со странами соцлагеря). Она, к примеру, была отменена как раз в результате двусторонних переговоров между нашими странами в рамках вступления Украины в ВТО. Другие, не менее известные бонусы, которыми с легкой руки ВТО смогут пользоваться украинские компании на внешних рынках - это то, что теперь Киев сможет оспаривать введение против украинских производителей дискриминационных нетарифных ограничений. В рамках ВТО для этого действует специальная система урегулирования споров. В том числе Киев сможет инициировать пересмотр некоторых уже действующих антидемпинговых пошлин (сегодня против нашей страны действует 31 антидемпинговая мера).
Кроме того, раньше страны-члены ВТО могли смотреть на украинский бизнес несколько свысока, предоставляя национальным производителям более выгодные, чем компаниям с украинской пропиской, условия для работы. Но теперь этой практике также пришел конец. "Каждая страна-член ВТО теперь должна предоставить украинским производителям Режим наибольшего содействия, и Национальный режим, - говорит Светлана Таран, экономист АЦ "БЭСТ". - Первый устраняет дискриминацию относительно торгового партнера, обязуя страну распространять на третьи страны все льготы и привилегии, которые она предоставила одному из своих торговых партнеров. Второй - снимает дискриминацию импорта, в данном случае украинского, против национального производителя. Согласно ему, компаниям одного договаривающегося государства предоставляются на территории другого такие же права, льготы и привилегии, которые имеет его собственный бизнес". Гарантированное введение этих двух режимов снижает экспортные риски и повышает предсказуемость условий торговли для украинских производителей на внешних рынках.
Наконец, две стороны медали есть и у снижения Украиной импортных пошлин. Ведь, кроме снижения цен на готовую продукцию, Киев взял на себя обязательство снизить ввозные ставки и на сырье, и промежуточные ресурсы. А значит, кроме пресловутого усиления конкуренции на украинском рынке между национальными и иностранными производителями, снижение ряда импортных ставок может снизить себестоимость украинской продукции, повысив при этом ее качество. "Снижение пошлин на виноматериалы и доступ к западным качественным сырьевым ресурсам увеличивает нашу конкурентоспособность на зарубежных рынках", - говорит Андрей Стрелец, исполнительный директор ПНВХ.
Но и это - только самые заметные бонусы. А между тем, членство Украины в ВТО припасло для украинского бизнеса и еще несколько маленьких, но приятных подарков. А главное - подарков, эффективность которых зависит напрямую от позиции и активности самого бизнеса. Ведь теперь каждая заинтересованная компания нашей страны будет иметь возможность пусть косвенно, но все же влиять на торговую политику государств, чьи рынки ей интересны.
Свобода слова
Согласно правилам ВТО, перед тем, как внести изменения в свою торговую политику, страна обязана сообщить о своих намерениях другим членам этого "клуба". "И если для других стран, в том числе теперь и для Украины, эти изменения окажутся неприемлемыми или невыгодными, - говорит Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций, - такие "несогласные" имеют право начать консультации со страной-инициатором изменений". И либо оспорить их, либо потребовать определенной компенсации за тот ущерб, который испытают украинские производители на рынке этой страны после внесения изменений.
А, кроме того, хотя членство Украины в большой ВТОшной семье длится совсем не долго, Киев уже успел присоединиться ко всем рабочим группам по вступлению в ВТО целого ряда еще не входящих в организацию стран. А таких сейчас двадцать девять. В том числе - столь интересные для украинского бизнеса Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Азербайджан. Теперь Украине предстоит провести переговоры со всеми этими странами, ищущими членства во Всемирной торговой организации, и выторговать у них выгодные условия для своего бизнеса на их рынках. А значит, украинские компании смогут доносить свое мнение и пожелание до представителей нашего государства, и таким образом, повлиять на формирование торговой политики страны, на чьем рынке они работают.
В поиске собеседника
Поучаствовать в выработке позиции нашей страны в отношениях со странами-членами ВТО, по утверждению департамента по сотрудничеству с ВТО Министерства экономики Украины, не так уж сложно. Все, что для этого нужно бизнесу - донести свою позицию до Минэкономики. Сделать это можно либо обратившись напрямую, либо же работая через Совет экспортеров или отраслевые ассоциации. "Мы постоянно контактируем с ассоциациями для того, чтобы узнать мнение украинских компаний по ключевым вопросам сотрудничества с ВТО", - рассказали нам в департаменте.
Правда, деталей механизма этих контактов раскрывать не стали. Сами же ассоциации пока не всегда являются активными выразителями мнений игроков рынка. "Пока что у нас крайне мало лиц, которые способны решать такие системные вопросы, как влияние на переговорный процесс и деятельность в рамках договоров ВТО", - говорит, к примеру, Геннадий Кузнецов, директор Лиги производителей пищевых продуктов.
Зато более четко прописан механизм участия компаний в выработке решений на сайте центра обработки запросов стран-членов ВТО. Этот центр при Минэкономики создан специально для того, чтобы обмениваться информацией с другими странами-членами ЕС о грядущих изменениях в своих торговых режимах. На сайте центра представители украинского бизнеса без проблем получат информацию обо всех шагах, которые намерены предпринять в своей торговой политике национальные правительства стран-членов ВТО. К примеру, о том, что в Армении и Омане планируется изменение санитарных и фитосанитарных стандартов на фураж и подсолнечное масло, или о том, что в ЕС собираются запретить использование сразу ряда пестицидов. Центр анализирует поступившие нотификации, и те из них, которые касаются производителей в Украине, рассылает по ответственным ведомствам и бизнес-ассоциациям. Страны-члены ВТО регулярно извещают Киев об условиях начала бизнеса и о проблемах, с которыми потенциальный украинский инвестор, экспортер или импортер может столкнуться на их рынках, предупреждая обо всех изменениях условий технического регулирования.
И это, вероятно, самое главное секретное оружие, которое поступило на вооружение украинского бизнеса в связи со вступлением Украины в ВТО. Ведь отечественный бизнес получил возможность вовремя реагировать на те изменения, которые планируются в законодательстве других стран. Для помощи компаниям центр создал "шаблон" обращения, который поможет прокомментировать информацию, опубликованную на его сайте. С его помощью компания не забудет указать, на каком основании оспаривает ту или иную инновацию в торговых режимах других стран, или объяснить, какой именно ущерб эта инновация нанесет бизнесу компании в той или иной стране. В свою очередь, получив этот комментарий, центр - как рассказали нам в его отделе обработки запросов, - направит его прямо в секретариат ВТО. А тот, в свою очередь, обяжет государство, инициирующее изменения, разрешить спорный момент.
Правда, пока внимания самих экспортеров, импортеров и инвесторов к этой информации практически нет, жалуется глава центра Светлана Зайцева. И действительно: среди двух десятков опрошенных нами компаний, работающих в различных отраслях экономики, никто о подобной услуге, предоставляемой бизнесу государством, не слышал.
Геннадий Кузнецов, директор Лиги производителей пищевых продуктов
Реализация потенциала пищевой отрасли в рамках ВТО будет зависеть от того, насколько отдельные предприятия и отраслевые объединения (ассоциации) научатся продвигать продукцию на внешние рынки, влиять на переговорный процесс и деятельность в рамках договоров ВТО и, в первую очередь, договора по санитарным и фитосанитарным мерам. Пока что у нас крайне мало лиц, которые способны решать такие системные вопросы. Поэтому очень важно срочно начать формирование команд профессионалов (конечно, они будут работать в разных структурах - ассоциациях, союзах, консалтинговых компаниях и пр.), которые должны достойно представить украинскую пищевую промышленность в профильных международных организациях.
Андрей Стрелец, исполнительный директор ПНВХ
Вопросы развития на внешних рынках и укрепление позиций на внутреннем - актуальны и без членства ВТО. Присоединение к торговому клубу только изменяет несколько переменных, от которых будет зависеть уровень нашей активности в том или ином направлении.
В целом вступление в ВТО дает новые возможности в плане активизация поисков партнеров на зарубежных рынках. Но единых "бизнес-решений по ВТО" сейчас на информационном рынке нет. Просто необходимо находить и анализировать тренды, моделировать.
На наш взгляд, вопрос информационной интеграции по проблемам ВТО касается ассоциаций и объединений отечественных производителей.
Кроме того, информация, которая действительно необходима, и с поиском которой возникают наибольшие трудности - так это данные о позитивном и негативном опыте ряда стран и их бизнесов после вступления в ВТО.
Руслана Плис, управляющий партнер компании стратегических коммуникаций Publicity Creating
Вступление Украины в ВТО для PR-отрасли дает значительные плюсы. Во-первых, при вступлении в ВТО компании должны работать по международным стандартам, правилам, стать более открытыми, прозрачными. Во-вторых, усиление конкуренции среди местных игроков, приход зарубежных компаний на рынок потребует от операторов задействовать весь потенциал PR по разъяснению выгод, преимуществ, стать более понятными покупателю.
В-третьих, справиться с возрастающим спросом и требованиями клиентов смогут только профессиональные пиар-структуры.
По материалам |
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/116742.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua