01 окт, 09:24
Снижение пошлин на российскую нефть и топливо может существенно изменить ценники на бензин в Украине. Помешать этому способны только противящиеся удешевлению владельцы АЗС.
Сегодня Россия снижает экспортную пошлину на нефть на 43% с $495,9 до $372 за тонну. Изменение таможенных сборов коснется и светлых нефтепродуктов (бензина), и темных (мазута и битума). Теперь российские торговцы будут платить при экспорте топлива не $339,7, а $263,1 за тонну; и темных нефтепродуктов $141,7 вместо $183 за тонну.
Новые таможенные сборы российское правительство вводит экстренно, пытаясь помочь своим нефтяникам в период резкого падения цен на нефть во всем мире. Еще в июле нефть стоила более $140 за баррель, однако цены на нее падают уже второй месяц. Вчера, по данным агентства Reures, даже более качественная и дорогая нефть марки Brent стоила $96 за баррель. Новые экспортные пошлины на российскую нефть Urals рассчитаны исходя из средней цены нефти в $97 за баррель.
Эта пошлина будет действовать два месяца. За данное время российские компании могут экспортировать около 37 млн. т нефти, 7 млн. т светлых нефтепродуктов и 8,5 млн. т темных, а значит, могут сэкономить на пошлине около $5,2 млрд., считают российские эксперты. Кроме дополнительных доходов русским нефтяникам, снижение экспортной пошлины на российскую нефть обещает и украинским автомобилистам дополнительное снижение цен на АЗС.
По оценкам производителей, украинские НПЗ занимают лишь около половины внутреннего рынка, и доля импортного топлива стабильно растет из-за благоприятного для импортеров торгового режима. По оценкам заместителя генерального директора объединения «Укрнефтехимпереработка» Виталия Давия, снижение цены на российскую нефть приведет к удешевлению российского и белорусского бензина, что позволит им увеличить свою долю на украинском рынке. В начале лета российский импорт уже был лидером, но затем его потеснило румынское топливо.
В свою очередь это заставить дешеветь и украинское топливо. Причина – не только в конкуренции. Директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин отмечает, что Одесским и Лисичанским нефтеперерабатывающими заводами владеют соответственно российские компании «Лукойл» и «ТНК-ВР», которые могут не только импортировать нефтепродукты, но и дешевую российскую нефть для переработки в Украине.
Однако украинским автолюбителям не стоит ждать обвального снижения цен на АЗС. И причина едва лишь в том, что цены на топливо поддерживаются платежеспособным спросом. По словам члена комитета Рады по вопросам ТЭК Сергея Пашинского, на украинском рынке существует перманентный картельный сговор владельцев крупных сетей АЗС. «Вместо 15% рентабельности, предусмотренных соглашением с правительством, у хозяев АЗС она составляет сейчас около 40%», – сказал Пашинский «24». Именно поэтому он прогнозирует снижение цен на АЗС, но считает, что оно будет непропорциональным падению цены на российские сырье и нефтепродукты.
Его слова подтверждает тот факт, что когда в марте цена на нефть перевалила за $100, цена А-95 на украинских заправках составляла 5,28 грн./литр. Сейчас, когда нефть вернулась к отметке $100, бензин сохраняет свою цену в 5,9–6 грн./литр. Украинские нефтяники объясняют это большим запасом топлива, сформированным по старым ценам. Однако когда цены на нефть росли на мировых биржах, на украинских заправках они менялись в тот же день. Именно по этой причине, опрошенные «24» эксперты прогнозируют снижение цен на АЗС не более чем на 3–5%.
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/117931.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua