На фронтах Евро-2012

09 ноя, 13:30

Знания умножают скорби — сказал пророк. Однако разного рода неприятности, переживания и страхи плодит все-таки незнание.

Как в проекте Евро-2012, вокруг которого в Украине, да и не только здесь, разворачиваются бои локального и континентального масштаба. Каждый из образовывающихся фронтов усложняет нашу задачу. Оценив информационные сводки с места действий, попробуем составить их общую картину.

Западный фронт

Итак, в западном направлении на ближайшие полгода обстановка стабилизировалась. В ней почти не осталось неясности и неопределенности. Дальнейшая судьба Евро-2012 зависит от самих украинцев и поляков — тех из них, кто так или иначе вовлечен или причастен к подготовке объектов финального турнира.

Если помните, накануне последнего заседания исполкома Европейского футбольного союза (УЕФА), состоявшегося в конце сентября в Бордо, большинство из нас жило томительным ожиданием серьезных санкций со стороны ведомства Мишеля Платини. Вплоть до постановки вопроса, как пророчили пестрые новостные ленты, о “дисквалификации” нынешних хозяев Евро.

Более осведомленные источники, пребывая в естественном меньшинстве, понимали неотвратимость нелицеприятного разбора полетов, но в то же время надеялись на деловой разговор о разграничении ответственности, оптимизации дальнейшей работы. Что и произошло. УЕФА подтвердил свое обязательство провести турнир 2012 года в Украине и Польше, однако при этом поставил странам-организаторам ряд весьма существенных условий. В какой-то мере их даже можно назвать ультимативными.

“За последние полгода в обеих странах наметился устойчивый прогресс на организационном уровне, а также в плане реализации поставленных инфраструктурных задач, — гласит текст официального письма из Ньона, где расположена штаб-квартира УЕФА, в адрес заинтересованных сторон. — Но для обеспечения надлежащей подготовки к турниру необходимо решить ряд безотлагательных вопросов. Национальные футбольные ассоциации, а также правительства обеих стран должны принять во внимание и согласиться с тем, что если хоть одно из названных требований не будет выполнено, УЕФА в любой момент может рассмотреть вопрос об аннулировании решения о проведении Евро-2012 в Украине и Польше”.

Условия УЕФА, который намерен определиться с принимающими городами и стадионами Евро-2012 на майском заседании исполкома 2009 года, таковы. Во-первых, количество принимающих арен финального турнира может колебаться в диапазоне от шести до восьми — на усмотрение УЕФА. При этом Европейский футбольный союз не обязан выбирать стадионы на паритетной основе. То есть доля украинского и польского участия в проекте может существенно разниться.

Во-вторых, УЕФА сохраняет за собой право пообъектного распределения матчей разных стадий турнира, “исходя из технических соображений и готовности хозяев к удовлетворению комплексных потребностей Евро-2012”. Иными словами, инфраструктура принимающих городов (стадион, аэропорт, городская и междугородняя транспортная сеть, гостиницы разных категорий) должна соответствовать минимальным стандартам УЕФА. При этом Ньон не берет на себя никаких обязательств относительно каких бы то ни было расходов или затрат, которые могут понести владельцы стадионов, аэропортов, любые другие организации и даже органы государственной и муниципальной власти вследствие окончательного выбора УЕФА.

В-третьих, важным элементом всего проекта остается своевременная сдача в эксплуатацию стадионов в Киеве и Варшаве. Крайний срок — 30 июня 2011 года, в противном случае реализация замыслов организаторов может быть признана маловероятной. Существенно также, что на данный момент лишь столицы Украины и Польши обрели официальный статус принимающих центров Евро-2012, остальные же города на основные и резервные, как было прежде, не подразделяются.

В-четвертых, УЕФА настаивает на строгом соблюдении отраслевых “Планов действий”-III (на период с октября 2008-го по май 2009 года). Любые задержки намеченного графика и ключевых дат, говорится в документе, неприемлемы и могут поставить под сомнение организацию турнира в Украине и Польше.

Что следует из вышеизложенного? Стала ли позиция УЕФА более жесткой? С одной стороны, если взять во внимание появление в переписке Ньона, Киева и Варшавы отнюдь не двусмысленных ультимативных формулировок, то вне всяких сомнений. Кроме того, Платини со товарищи оставляют за собой право сократить количество принимающих арен Евро — и, надо полагать, это максимальный компромисс, на который они готовы пойти в ходе подготовки к чемпионату 2012 года. С другой же стороны, все по-прежнему остается в руках самих организаторов. Что мы с поляками в ближайшие полгода посеем, то и пожнем. А с требованиями УЕФА обе страны согласились — соответствующие письма Платини уже получил.

Вывод первый. Предлагая Украине и Польше в одной руке пряник, УЕФА в другую взял кнут.

Второй фронт

Еще одним свидетельством удивительной действенности подобных стимулов стало быстрое разрешение польского вопроса — пятого пункта в перечне условий УЕФА. Дело в том, что в конце сентября решением национального министерства спорта руководители местной футбольной федерации по сути были отстранены от своих обязанностей — в связи с обвинениями в коррупции.

Возможно, министры и были правы, а их претензии вполне обоснованны, однако международные футбольные власти лобовые атаки со стороны государства считают грубым попиранием своих уставных положений. Что автоматически влечет за собой изгнание страны-нарушителя из лона ФИФА и УЕФА. Без скидок на послужной список и будущие заслуги.

Оспаривать правомерность подобной анафемы можно сколько угодно (дескать, что первично — уголовный кодекс или правила игры в мяч?) — да только Польша в создавшейся ситуации становилась изгоем, бессрочно выпадая из мирового и европейского футбольного контекста. Со всеми вытекающими последствиями. Спасти положение мог лишь инстинкт самосохранения, ну и, пожалуй, все те же “пряник и кнут”.

Победила выгода — власти согласились потерпеть до 30 октября, когда состоялся очередной съезд Польского футбольного союза. На нем президент ПФС Михал Листкевич получил приставку к своей должности — “почетный”. Функции же действующего главы организации делегаты возложили на Гжегоша Лято, экс-сенатора сейма и знаменитого форварда национальной сборной Польши 1970-х. Хоть и не идеальным образом, но проблема самоизоляции была снята.

Почему могло быть и лучше? Потому как в тройке кандидатов на президентский пост значился Збигнев Бонек, звезда польского футбола 1980-х, а также кум главы УЕФА Мишеля Платини (в бытность игроками они составляли ударный тандем в итальянском “Ювентусе”, впоследствии оставшись большими друзьями). Словом, не зря президент Федерации футбола Украины Григорий Суркис, делегированный на съезд исполкомом УЕФА, настоятельно призывал партнеров и коллег при голосовании исходить из интересов Евро-2012…

И в самом деле, несложно предположить, что в нынешней ситуации символизировало бы избрание Бонека. Тем не менее, креатуру УЕФА поддержала лишь шестая часть делегатов, тогда как Лято набрал более половины голосов. Теперь новому главе ПФС, очевидно, требуется какое-то время, чтобы войти в курс дел. Во всяком случае, едва вступив в должность, Гжегош Лято успел отметиться резонансным заявлением на тему грядущего европейского финала.

В “инаугурационном” телешоу, отвечая на настойчивые расспросы ведущей — что может предпринять Польша, если с подготовкой к Евро не справится Украина? — он предположил вслух: “Провести финал с Германией…” Да, присутствовавший в студии Бонек тут же поправил Лято, указав на то, что эти слова будут истолкованы превратно, и тот действительно попытался “вернуться в семью”. Но осадок все-таки остался. Как-никак тендер 2012 года был выигран Польшей на плечах Украины…

Впрочем, опрометчивые высказывания допускают не только наши польские друзья. Достаточно вспомнить нашумевшее выступление заместителя главы Национального агентства Евро-2012 Евгения Вилинского, имевшее место за день до конференции ПФС. Он сообщил журналистам, что в “городах, отобранных для проведения финала, на 80% объектов, имеющих отношение к инфраструктуре турнира, приостановлены работы”. Безответственное заявление чиновника, им самим же вскоре дезавуированное, и послужило, к слову, поводом для упомянутых расспросов Лято.

И все же суть проблемы не только в том, какого качества информацию выносят на суд общественности бойцы второго фронта, сколько в том, что будущие хозяева чемпионата Европы, в отличие от коллег из УЕФА, до сих пор не определились с кругом лиц, уполномоченных комментировать ход подготовки к финалу. Или же делать официальные заявления на сей счет. А потому все, кому не лень, делятся с народом собственными сомнениями и переживаниями. В итоге объективная картина застилается туманом настолько, что отличить реальность от выдумки порой не представляется возможным.

Отсюда еще один вывод. У Евро-2012 слишком много спикеров! Своими непродуманными, неосторожными заявлениями эти люди наносят ощутимый урон проекту, способному в значительной мере преобразить страну, а также смягчить для нее последствия финансово-экономического кризиса.

Первый украинский

На передовой тем временем работа закипает. Правда, не всюду и не в такой мере, как этого хотелось бы УЕФА.

Возьмем такой аспект подготовки, как стадионы. Наверное, немаловажно, что перспектива их возведения все меньше относится к зоне высокого риска. Исключением здесь по-прежнему является Львов, где тендерные процедуры зашли 5 ноября на очередной виток, а сроки начала строительства сдвинуты на неопределенное время.

Другие претенденты на организацию матчей Евро-2012 пытаются опередить друг друга. К примеру, днепропетровский 30-тысячник уже сдан в эксплуатацию, вызывая восторги болельщиков местного “Днепра”. Все явственнее проступают контуры донецкой “Донбасс-Арены”, за последний месяц принявшей немало высоких гостей — от президентов Украины и Польши Виктора Ющенко и Леха Качиньского до генерального секретаря УЕФА Дэвида Тейлора. В начале декабря начинается монтаж новых конструкций на киевском НСК “Олимпийский”, участие которого в проекте отмечено красным грифом УЕФА — к счастью, последняя преграда на пути возведения в столице современного спорткомплекса благополучно устранена (пресловутый ТРЦ “Троицкий” демонтирован). Быстрыми темпами продвигается модернизация стадиона “Металлист” в Харькове, активные земельные работы ведутся и на одесском “Черноморце”. Но…

По каждому из этих объектов экспертам УЕФА и исполнительной дирекции ФФУ Евро-2012 предстоит еще немало дискуссий с хозяевами арен. Дабы не вдаваться в специфические подробности, замечу, что общий бич отечественного стадионостроительства — отсутствие необходимого опыта, адаптированного под стандарты глобальных футбольных турниров. Иными словами, даже то, что приемлемо на уровне наиболее рейтинговых клубных соревнований — Лиги чемпионов или Кубка УЕФА, не всегда подходит для Евро. Так считают в Ньоне.

У нас же владельцы клубов, решая возвести либо обновить свой стадион, зачастую руководствуются иными посылами. Люди бывалые и, разумеется, состоявшиеся имеют собственные представления о том, как достигать компромисса с контролирующими службами украинского или какого-либо другого государства. Диалог с УЕФА, надо сказать, существенно корректирует эту манеру поведения, и даже самые влиятельные наши бизнесмены идут на любые уступки для сохранения позиций в проекте Евро-2012. Я думаю, таким образом Европейский футбольный союз, сам того не ведая, выполняет неоценимую социально-воспитательную функцию. А заодно учит топ-менеджмент украинских компаний и холдингов работать на совесть.

В частности, как бы ни радовал глаз поклонников и владельца “Днепра” Игоря Коломойского их новый стадион, стандартам футбольного первенства Старого Света этот архитектурно-спортивный комплекс в полной мере пока не соответствует. Днепропетровцам придется наращивать вместимость зрительских трибун, решая по ходу и ряд сопутствующих проблем. Цена незнания — время и деньги. Весьма, кстати, немалые.

Зато недостающими сведениями охотно делится УЕФА. Он же осуществляет авторский надзор за соблюдением сметы, планированием и качеством работ, выполнением их графика, а также связанными с этим рисками. Каждые две недели эксперты обновляют информацию о состоянии дел на всех аренах Евро-2012, что позволяет им не только визуализировать деятельность хозяев, но и по мере возможности корректировать ее.

К примеру, в ближайшие недели группа специалистов под руководством Марка Тиммера проведет детальный аудит стадионов Варшавы и Киева, с результатами которого члены исполкома УЕФА ознакомятся 12 декабря. Можно предположить, что этот отчет будет содержать пожелание управленческой структуре “Олимпийского” — профессионально усилить так называемую службу заказчика, связующее звено между проектантом и застройщиком (чтобы не пересматривать сроки и бюджет, возникающие риски лучше нейтрализовать сразу). И так по каждой арене Евро.

Что касается аэропортов, то уже к 15 декабря принимающие города обязаны представить на суд экспертов программы их развития. Пакет документов должен содержать четкие графики строительства, планы финансирования и введения в эксплуатацию новых терминалов, вспомогательных сооружений, зон парковки самолетов, рулежных дорожек и взлетно-посадочных полос. Отсутствие информации по какому-либо из разделов влечет за собой признание реализации всего объекта неосуществимым и, таким образом, исключение из дальнейшей разработки. И никаких стенаний и поблажек. Украинцам с поляками приходится улавливать этот ритм.

Та же декабрьская дата — крайний срок для обновления данных и по инфраструктуре размещения, куда должна быть добавлена программа развития отелей категории “две звездочки”. Разумеется, с авторизованными гарантиями их владельцев, данными относительно начала, завершения строительных манипуляций и даты сдачи под ключ. Здесь также многим придется недосыпать, но ведь игра стоит свеч!

В не меньшей степени интересуют УЕФА планы хозяев по размещению участников чемпионата. К счастью, с этим у нас особых проблем не предвидится: базы клубов премьер-лиги уже функционируют, еще ряд загородных тренировочных центров готовы возводить инвесторы — в кризисную пору такие, патронируемые государством, вложения считаются весьма перспективными. Как и модернизация наземной транспортной системы. Благо, текущий статус подготовки дорожных и железнодорожных объектов также входит в зону нашей ответственности перед УЕФА.

Еще раньше, в конце ноября, принимающие страны будут держать экзамен на предмет их технологической готовности к Евро-2012, а именно — в области телекоммуникаций. В этом аспекте, как отмечает сентябрьский “План действий”, поляки нас пока опережают, однако материализация серьезных намерений Рината Ахметова по созданию мощного вещательного ресурса, включающего большой спортивный куст, уже не за горами, так что в скором времени и эта фора будет отыграна.

Бойцы невидимого фронта, или Второй украинский

Куда сложнее Украине навести порядок в собственном информационном пространстве, где пока доминируют безвкусица и пошлость, гламур и безответственность, беспомощность перед напором внешних раздражителей и непрофессионализм. В этой связи приближение чемпионата Европы, опять же, играет неоценимую роль. Недаром руководитель двух предыдущих континентальных финалов, а также главный претендент на пост директора-распорядителя украино-польского проекта Мартин Каллен ставит задачу до 1 марта 2009 года выработать принципы единой информационной политики Евро-2012.

Как мы уже говорили, подготовка страны к столь масштабному событию не может иметь многоголосую оценку. Это ведь и в самом деле национальный приоритет. А потому нелепо, когда восприятие успешности его продвижения попадает в зависимость от настроения случайных имиджмейкеров или добровольцев. То ли дело официальные спикеры, чьи полномочия и компетентность вызывают доверие, тем самым приобретая корпоративный вес. Хорошо бы еще заранее представить их всему заинтересованному сообществу… В таком случае внезапная откровенность не только Вилинского и Лято, но и других бойцов невидимого фронта будет восприниматься как частное мнение этих людей.

Альтернативную официальной точку зрения могут иметь и массмедиа. Главная задача организаторов — обеспечить им доступ к качественному фактажу, понимая, что этой информации неизбежно придется конкурировать с кликушеством и попсой. Пока такой борьбы нет, последние промывают наши мозги. Атакуют их и организованные отряды конкурирующих фирм, а то и засланных казачков. Современные рейдеры охотятся не только за недвижимостью, банками или активами компаний. Еще жестче они воюют за проекты глобального характера, где ставки невероятно высоки.

Внимательный наблюдатель наверняка уже подметил, как методично и настойчиво украинцам навязывается отнюдь не бескорыстная мысль — вы не способны нормально провести Евро-2012. По мере приближения каждой отчетной даты новостные ленты электронных СМИ пестрят сообщениями о скором пересмотре “ошибочных” решений УЕФА, неготовности объектов, недееспособности властей. География источников подобных сенсаций достаточно обширна, но некоторые закономерности все же просматриваются.

Итак, кампания дискредитации практически полностью сконцентрирована на Украине. Польша из этого контекста выпадает — никто, например, не сообщает о нашем намерении провести финал совместно с Венгрией, Словакией или Румынией. Издания и новостные агентства, как правило, ссылаются на неофициальные источники или используют откровенные ляпы местных говорунов, умело препарируя их. После чего желтые заголовки охотно ретранслирует наш Интернет, а также вскормленные им газеты и журналы.

Украину все время вынуждают оправдываться, что-то опровергать — повестку дня в процессе подготовки Евро-2012 формирует зарубежный агитпроп. Не избавившись от этой зависимости, очень сложно вернуть инициативу в свои руки. УЕФА, безусловно, попытается помочь и с этим, однако проделать работу за нас Мартин Каллен не сможет. Отсюда третий, самый актуальный вывод — Евро нуждается в опеке. Ему нужен позитив!

Игорь ЛИННИК

(корреспондент официального сайта УЕФА в Украине)

http://ukrrudprom.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/120365.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua