Предвыборные сценарии: кто, куда и зачем?

10 ноя, 10:00

Последние сводки с политических фронтов ставят под сомнение проведение парламентских выборов в 2008 году.

И не только потому, что основные политические игроки попросту не готовы немедленно все бросить и сломя голову окунуться в безызвестность. Которая в свою очередь, как известно бывает разной — и ушедшие с политической арены в течение нескольких лет силы (например, НДП, СДПУ(о) etс) — тому прямое доказательство.

У всех парламентских сил, неспособных к командной игре в “группу 226”, нет ни малейшего мотива сменить “шило на мыло”. Люди, записанные и попавшие в партийные списки год назад с огромным трудом, излучают пессимизм. И как следствие — протест против досрочных выборов. Люди, уверенные, что смогут еще раз пройти через избирательную кампанию, не понимают, зачем вычеркивать еще несколько месяцев из жизни или доставать несколько миллионов из карманов.

С чем же подошли к гипотетическим выборам партии, представленные в парламенте?

* * *

Самая многочисленная фракция Партии регионов в силу своей численности априори не может гореть общим желанием немедленно двинуть на избирательную кампанию. Тем не менее, тех, кто хочет стать депутатом нескольких созывов во фракции все же больше, нежели тех, кто продуцирует демарши. Тарас Чорновил, Дмитрий Табачник, Василий Грицак — эти имена лежат на поверхности. На самом деле список “ПРавильных” депутатов, отгоняющих от себя мысли о выборах, может иметь более чем 45 фамилий.

Ближайшее окружение Виктора Януковича надеется на:

— высокую явку избирателей в регионе-оплоте ПР и как следствие — увеличение количественного состава фракции до 200 человек;

— формализованные договоренности о возможном переформатировании большинства в следующем созыве парламента как с Секретариатом Президента, так и с коммунистами и Блоком Литвина;

— пост премьер-министра для Виктора Януковича (вопреки расхожему в политологических кругах мнению, что внесенное изменение в законодательство не дает права выдвигаться на этот пост человеку с непогашенной судимостью);

— новые стартовые возможности для начала президентской кампании-2010;

— очищение “списка” с учетом увеличения квоты Рината Ахметова (в случае формализации отношений с Секретариатом Президента) или, соответственно, ее уменьшения (в случае восстановления коалиции с коммунистами).

Риск такой кампании для Партии Регионов — минимален, а информационное поле для ударов конкурентов в силу мнимого или реального экономического кризиса в стране — огромно. Единственная проблема, стоящая перед “штабными генералами” — из какой кассы аккумулировать необходимые для этой кампании деньги (Ахметов, Фирташ, Бойко), а из какой оставить под президентские выборы.

* * *

Настроения, сложившиеся в Блоке Тимошенко, радужными назвать трудно.

Идя на выборы, Юлия Тимошенко тратит не только свой финансовый задел, который благодаря выхода из ситуации по ПИБу и другим “антикризисным мерам”, должен был увеличиться. Тимошенко теряет власть — она первая в списке “сокращенных” сразу же после прихода нового парламента, даже при оптимистичных прогнозах получения такого же результата, как и на предыдущих парламентских выборах (30,71%), что в нынешних условиях выглядит как “fata morgana”.

Именно поэтому для Тимошенко важно:

— протянуть вопрос с назначением новой даты выборов как минимум до декабря месяца (в идеальном варианте “заморозить” его вообще);

— сыграть на предстоящих предновогодних приготовлениях и на любви украинского народа вообще не выходить из дому до 14 января, если в доме пахнет “шубой”, оливье и кое-чем горячительным.

— убедить Президента (в случае, если тот таки надумает подписывать новый Указ) сделать это в символический день 22 января (День Злуки), с тем, чтобы люди пришли к урнам в конце марта;

— после 22 марта затянуть процесс формирования нового парламентского большинства (например, с тем же блокированием трибуны) как минимум на месяц, а лучше — до июня, когда новоиспеченные депутаты уйдут в отпуска;

— летом 2009 стартовать с президентской избирательной кампанией.

В таком сценарии, конечно же, заложены громадные риски. Во-первых, нет гарантий, что Президент захочет ждать исполнения прихотей премьер-министра и уже на следующей неделе не выступит с какой-нибудь инновацией. Например, внести изменения в Конституцию Украины (на двух сессиях — нынешней и зимнее-весенней), с тем, чтобы отказаться от формирования коалиции как таковой. А еще лучше — изменить норму назначения премьер-министра (ст. 114 Конституции) в той части, что кандидатуру на должность главы Кабинета министров вносит Президент по предложению коалиции депутатских фракций.

Понятное дело, что подобный шаг в нынешних условиях выглядит утопическим. Но возвращения к “ситуативному большинству”, в котором зарабатывает каждый договоряющийся болтик — чем не аргумент для депутатского корпуса, большинство из которого давно забыло, зачем они ходят на работу, если за них и так все решается. Причем, не спрашивая.

* * *

В “Нашей Украине”, как обычно произошел раздел на “умных” и “красивых”. Первые недоумевают, откуда берутся результаты соцопросов, подготовленные Президенту, в которых “НУ” прочат аж целых 15%. В лучшем случае, даже самые смелые дают ориентир на 8% при известной социологической погрешности и допускаемой возможности включения определенного админресурса.

Вторые просто “лезут” на амбразуру выборов (очевидно, начитавшись той же социологии, которую они же носят в приемную первого лица страны).

В итоге “Наша Украина”, избавившись от сателлитов БЮТ (фундаментально — “Народной самообороны” Луценко), имеет возможность:

— в лучшем случае получить до 40 мест в парламенте (при уже озвученном 8%-м результате);

— быть интегрирована в переговорный процесс с Партией регионов (после выборов);

— пытаться построить новые отношения с Президентом.

При этом “НУ”, идя на выборы, должна решить массу проблем еще до того, как ввяжется в избирательную кампанию. Причем, в отличие от Партии регионов и БЮТ, нужно вести речь о революционных и быстрых изменениях. В первую очередь речь идет о полит-межличностных отношениях:

— налаживание коммуникаций между депутатами внутри самой фракции (как вариант — избрание нового руководства, способного эти коммуникации наладить);

— налаживание двусторонних коммуникаций с Президентом в оперативном (как вариант — через замену главы Секретариата);

— на уровне руководства партии формирование функционального ядра, принимающего быстрые решения;

— формирование списка не “по воле Божьей”, а, опять же таки, по функциональным способностям;

— проведение жесткой идеологической инвентаризации партийных структур на местах.

И это неполный список того, что необходимо сделать “Нашей Украине”, чтобы достойно войти в парламент-2009 года.

* * *

В отличие от трех всех парламентских сил, “Блок Литвина” со свои лидером уже начал избирательную кампанию. Лидер блока имени себя попросту не вылазит с регионов и на сельсько-поселковом уровне доказывает, зачем он нужен Украине.

Тем не менее, пока потенциал блока близок к отметке социологической погрешности. И те потому, что людям не нравятся риторические речи Владимира Михайловича. Просто БЛ только в последнее время начал определяться со своей идеологией, расставляя понятные акценты: против НАТО, за второй государственный язык русский и за сближение с Россией.

Очевидно, пока все эти месседжи не дошли до рядового гражданина, рейтинг Блока Литвина существенно не изменится и БЛ сможет повторно пройти в парламент. Но в условиях жесткого противодействия тех сил, о которых мы говорили выше, для Блока главное:

— отстоять реальные результаты на местах, в избирательных комиссиях, чтобы не повторилось ситуации с выборами 2006 года, когда БЛ не добрал 0,56% до попадания в парламент;

— расширить присутствие в тех регионах, где Литвина “мало знают”;

— закрепить свое присутствие в масс-медийной среде на местах, куда уже были сделаны “вылазки”;

— “потоптаться” по смежным с Донецким регионах, дабы “откусить кусочек” электората ПР.

Впрочем, по большинству из этих пунктов в Блоке Литвина уже ведется работа.

* * *

В силу того, что в Украине выборы проходят достаточно часто, Коммунистической партии не удается растерять (мягко говоря) весь пожилой электорат. Несмотря на возрастные категории, этот слой электората по-прежнему стабилен, поэтому КПУ не спешит развертывать штабы. Напротив, сейчас в центральном аппарате идет война за влияние. Петру Симоненко это не может не нравиться: после долгой спячки конкуренция заставляет “штатных” (Александр Голуб, Виталий Кулик) и “пришедших” (Дмитрий Табачник) идеологов активно шевелиться.

Для КПУ вряд ли проблематичным будет поиск меценатов — при потенциальном создании коалиции с Партией регионов количество ходоков в офис на Борисо-Глебской заметено увеличится. Впрочем, даже находясь в оппозиции, коммунисты всегда могли пользоваться своим исключительным положением. Как ни парадоксально, но в отличие от тех сил, представленных в парламенте, КПУ гарантировано может рассчитывать на повторение своего результата.

* * *

Впрочем, вопрос не только упирается в количество избирателей, готовых сегодня проголосовать за ту или иную политсилу. Есть еще два фактора, влияющих на проведение кампании. Первый — докотится ли мировой финансовый кризис до Украины настолько серьезно, что вынуждено сплотит отечественную элиту. И второй — насколько готовы сегодня избиратели участвовать в выборах.

Владислав ВЕТРОВ

http://ukrrudprom.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/120384.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua