Газ вернулся под капот

29 мар, 09:03

Одной из главных новостей закончившейся недавно выставки «АвтоЗапровочный Комплекс-2006» стало возвращение позиций сжиженного газа (пропан-бутан) в качестве топлива для авто. После падения цен на газ до 1,6-1,7 грн./л производители оборудования прогнозируют появление в 2006 г. минимум 100 новых заправок. А оборот этого рынка явно превысит прошлогодние 420 тыс. т (т.е. примерно $150 млн. в ценах 2005 г.).

Производители оборудования для АГЗС бойко рекламировали на выставке свой товар. Во всяком случае, возле их стендов не иссякал поток любопытных посетителей. В том числе, судя по «подслушанным» корреспондентом разговорам, мелких владельцев АЗС, подумывающих о добавлении к бензиновым пистолетам газовых. Крупные розничные торговцы нефтепродуктами интересовались оборудованием меньше — на своих АЗС они устанавливают газовые колонки уже не первый год.

Заместитель директора НПООО «АСТРОН» (проектирование и постройка АГЗС и газовых терминалов) Вячеслав Скрипин считает напугавшее автолюбителей осеннее подорожание сжиженного газа традиционным: «Оно связано с экспортом топлива в Польшу и Германию, которые в это время пополняют свои запасы». Так это или нет, но в рознице с сентября по октябрь 2005 г. газ вырос в цене более чем на 70%. А в отдельных регионах цена приблизилась к стоимости высокооктановых марок бензина и составила 3,65 грн. за литр. Тем не менее, г-н Скрипин уверил, что интерес к оборудованию со стороны «заправочников», несмотря на уменьшение интереса автомобилистов к этому виду топлива, остался на высоком уровне. Дескать, уменьшение разницы цен на бензин и газ временное, и владельцы АЗС это понимают. По оценкам г-на Скрипина, в Украине сейчас существует максимум 1200 АГЗС, притом что нужно 2500 (всего в Украине около 6 тыс. автозаправок.— Авт.).

Техдиректор научно-производственной компании «Шельф» (один из крупнейших производителей газозаправочных колонок) Тимур Кечиян уверен, что пока газ будет стоить дешевле бензина (сейчас литр сжиженного газа стоит 1,6-1,7 грн.— Авт.), «газовый» сегмент топливного рынка будет развиваться. По его прогнозам, в 2006 г. суммарный оборот этого рынка (продажа газа и оборудования для АГЗС) вырастет в 2,5 раза по сравнению с 2005 г., а АГЗС будет построено около 100, на 20-25% больше, чем в 2005 г.

Начальник центра общественных связей компании «Лукойл-Украина» (в сети компании около 230 АЗС.— Авт.) Валерий Рясик тоже считает продажу альтернативного топлива перспективной, хотя и отметил ряд проблем. К последним он относит сложности с получением разрешения на строительство газозаправочного комплекса — даже на работающей АЗС. Тем не менее, по его словам, около 30% автозаправочных комплексов компании уже дооборудованы газом, и эта цифра продолжит расти. «Компания рассматривает возможность оборудования газозаправочными комплексами всех своих заправок, где это технологически возможно»,— объяснил г-н Рясик.

Примерно так же настроены и в компании «Альфа-нефть» (сеть заправок ANP; насчитывает около 600 АЗС). Представитель «Альфа-нефти» Игорь Хомко отметил, что сейчас сжиженным газом можно заправиться на 62 станциях компании. «Мы планируем дооборудовать такими комплексами все АЗС»,— добавил он. По оценкам г-на Хомко, в Украине сейчас не более 400 АГЗС (эксперты считают эту цифру более реалистичной; с другой стороны, если отдельно стоящую «газовую колонку» считать заправкой, то 1200 — тоже похожи на правду.— Авт.), а к концу года их станет на 100-200 больше: «Кризис уже прошел. Сейчас газ очень дешевый. Люди продолжают переоборудовать машины». Правда, г-н Хомко отметил, что этой весной объем продаж на АГЗС упал примерно на 15-20% по сравнению с весной 2005 г. Однако он уверен, что уже в первых числах апреля картина поменяется: «Во-первых, газ дешевеет. Во-вторых, объем продаж зависит от сезона. Весной-осенью он увеличивается».

Опрошенные эксперты подтверждают, что рынок альтернативного топлива активно развивается. Директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин уверен, что в этом году темпы роста рынка, как минимум, останутся на уровне прошлого года: «Осенне-зимний кризис уже прошел. Цены на сжиженный газ снижаются: из-за увеличения экспортной пошлины (с $25 за т в 2005 г. до $80 — в 2006 г.— Авт.) газ стало более выгодно продавать на внутреннем рынке, и количество предложений возросло». Как уточнил эксперт консалтинговой компании UPECO Виталий Давий, он уже несколько лет ожидает бума на этом рынке: «Украина на несколько шагов отстает от Польши. А там сейчас почтиина авто на сжиженном газе работает. В Украине — пока меньше 10%».

Андрей Бережанский

Инф. e-finance.com.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/12066.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua