01 дек, 08:48
Процедура исполнения банком постановлений об аресте счетов клиента имеет свои особенности. Ее несоблюдение может привести к потере клиента и лишним судебным разбирательствам.
В последнее время наблюдается рост популярности судебных исков как одного из способов конкурентной борьбы между субъектами экономической деятельности. Одним из главных инструментов в такой борьбе является обеспечение иска на стадии возбуждения дела, а именно наложение ареста на средства, находящиеся на текущих счетах предприятия. Непосредственный исполнитель такого ареста – банк.
Клиенты активно противодействуют любым ограничениям в распоряжении средствами на своих счетах, нередко оказывая на банк давление с целью оттянуть наложение ареста, чтобы успеть перевести деньги. Банк в свою очередь заинтересован в сохранении ареста на как можно более длительное время, поскольку получает в свое распоряжение свободные остатки на клиентском счете. Последствием недружественных действий банка по отношению к клиенту в деле наложения ареста будет разрыв отношений и вероятный переход в другое финучреждение (а ведь сохранение клиента – важная составляющая успешности для любого банка). Смена обслуживающего банка также негативно отражается и на самом предприятии. Новый банк может не удовлетворять слабой филиальной сетью, ограниченным перечнем предоставляемых услуг, наконец – более высокими расценками на осуществление платежей. Неправомерное наложение ареста также будет основанием для клиента подать на банк в суд и потребовать возмещения ущерба. С целью сохранения клиентской базы и недопущения нарушений закона банкам, а также их клиентам имеет смысл более подробно рассмотреть некоторые аспекты наложения и снятия арестов денежных средств клиентов.
Процедура наложения ареста
Государственный исполнитель открывает исполнительное производство в течение трех дней с момента получения исполнительного листа. Действующим законодательством предусмотрено не более семи дней, в течение которых должник может исполнить требования кредитора без вмешательства исполнительной службы (ст. 24 Закона «Об исполнительном производстве»). При этом экономится 10% от суммы требований, которая в противном случае уплачивается Государственной исполнительной службе из средств должника в качестве исполнительного сбора. Следует помнить: срок добровольного исполнения не применяется, когда исполнительный документ выдан в обеспечение иска. В таком случае государственный исполнитель выносит постановление об аресте средств с момента получения исполнительного листа. Само постановление об аресте обязательно направляется вместе с сопроводительным письмом к нему (ч. 1 ст. 27 Закона «Об исполнительном производстве»).
В общем виде процедура наложения ареста на средства выглядит следующим образом. Банк получает постановление государственного исполнителя о наложении или снятии ареста, которое обязательно должно содержать:
-
ссылку на документ-основание, согласно которому накладывается (снимается) арест;
-
сумму средств, в пределах которой накладывается (снимается) арест;
-
текущий счет, на который накладывается (снимается) арест, полные реквизиты предприятия (в том числе полное наименование, код ЕГРПОУ и т. п.);
-
подпись государственного исполнителя;
-
подпись начальника соответствующего структурного подразделения Государственной исполнительной службы, скрепленная печатью.
В зависимости от решения (постановления) суда и постановления государственного исполнителя арест может накладываться на все средства, имеющиеся на всех счетах клиента банка, на средства на конкретном счете в целом или на средства в пределах четко определенной суммы. Постановление государственного исполнителя направляется официальными каналами непосредственно в банк, где открыт счет клиента, на средства которого накладывается арест. При этом постановление либо может принести сам исполнитель, либо оно будет отправлено по почте. Получение постановления от посторонних лиц (водитель, работник организации-конкурента клиента), а также по факсу или электронной почте не создает для банка никаких обязанностей.
После официального получения постановления об аресте банк должен немедленно принять меры по обеспечению исполнения ареста. Если постановление государственного исполнителя пришло в банк по окончании операционного дня, то меры по наложению ареста принимаются на следующий операционный день. Копия постановления об аресте также направляется непосредственно клиенту, но зачастую уже после наложения ареста банком. С целью предоставить клиенту возможность адекватно отреагировать на наложение ареста и успеть принять соответствующие меры банк может сам предупредить клиента о получении постановления государственного исполнителя.
Места особого внимания
Особое внимание следует уделить документу-основанию, по которому налагается арест. Согласно ст. 1074 Гражданского кодекса Украины, ограничение прав клиента по распоряжению денежными средствами, которые находятся на его счете, не допускается, кроме ограничения права распоряжаться счетом по решению суда в случаях, установленных законодательством. Постановление государственного исполнителя об аресте денежных средств обязательно должно ссылаться на соответствующее решение суда. Ссылки на другие нормативные акты, в том числе решения должностных лиц государственных органов (прокурора, следователя, налоговой инспекции, постановление другого государственного исполнителя), не являются основанием для ограничения распоряжения денежными средствами и не дают права наложить арест.
Аналогичное требование изложено и в ст. 59 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». А именно указано, что арест на денежные средства и другие ценности юридических и физических лиц, находящиеся в банке, накладывается исключительно по решению суда о списании средств или наложении ареста в установленном законом порядке. Требования закона о банках подкрепляет раздел Х Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте (утверждена постановлением правления НБУ № 135 от 29.03.2001 г.).
Этому в некоторой степени противоречит ст. 3 Закона Украины «Об исполнительном производстве», устанавливающая перечень исполнительных документов, которые подлежат исполнению Государственной исполнительной службой. К примеру, такие исполнительные документы, как:
-
исполнительные надписи нотариусов;
-
постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
-
постановления государственного исполнителя о взыскании исполнительного сбора, затрат на проведение исполнительных действий и наложение штрафа;
-
решения других органов государственной власти, если законом их исполнение возложено на Государственную исполнительную службу, могут содержать требования наложить арест на счет клиента банка или списать с этого счета определенную сумму. Иногда государственные исполнители при вынесении постановлений об аресте средств в качестве основания наложения ареста указывают собственные постановления о взыскании исполнительного сбора и затрат на проведение исполнительных действий. В таком случае, если действия банка по наложению ареста будут оспорены клиентом в судебном порядке, суд может признать их неправомерными и обязать возместить нанесенный клиенту ущерб. А самого клиента банк потеряет.
В подобных ситуациях следует руководствоваться иерархией нормативных актов. В пункте 2 переходных положений Закона «О банках» указано, что остальные нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей Закону «О банках». Гражданский кодекс Украины тоже является специальным законом с особым статусом. Принимая во внимание, что в Законе «Об исполнительном производстве» ничего не сказано о его применении в случае возникновения противоречий с другими законами, следует руководствоваться нормами Закона «О банках» и Гражданского кодекса.
Особое внимание следует уделять правильности указанных реквизитов. Недобросовестные должники-клиенты часто просят государственного исполнителя сделать незначительную ошибку-описку в названии, коде ЕГРПОУ или номере расчетного счета клиента. Вследствие такой «ошибки» у должника возникает основание оспорить в суде действительность постановления и правомерность наложения ареста именно на его (клиента) счет. Ответственность за безосновательное наложение ареста в таком случае будет нести банк. В случае выявления несоответствий между указанными в постановлении реквизитами и фактическими данными такое постановление банку следует возвращать без исполнения со ссылкой на ошибку государственного исполнителя.
Аналогично следует поступать в случае, если постановление и сопроводительное письмо не скреплены подписью и печатью руководителя соответствующего подразделения Государственной исполнительной службы, а также при отсутствии подписи самого государственного исполнителя. Исключение составляют постановления, вынесенные лично начальником структурного подразделения исполнительной службы, которыми он отменяет постановления своих подчиненных. В таком случае подпись государственного исполнителя будет отсутствовать. Это в основном касается отмены неправильно наложенных арестов.
Для снятия ареста решение суда не требуется
Сама процедура снятия ареста во многом похожа на его наложение, но имеет ряд особенностей. Постановление о снятии ареста должно иметь все необходимые реквизиты, предусмотренные законодательством.
Во-первых, это основание вынесения постановления о снятии ареста или отмена постановления о его наложении. Основанием для снятия ареста не обязательно должен быть конкретный документ, но ссылка на это основание должна присутствовать в постановлении государственного исполнителя.
Во-вторых, должен быть указан счет и сумма денежных средств, в пределах которой снимается арест, код ЕГРПОУ и наименование клиента. Если сумма и/или номер счета не указаны, снятие ареста происходит со всех средств на всех счетах клиента. В случае принятия к исполнению постановления о снятии ареста с неправильно указанными реквизитами действия банка могут быть оспорены в суде лицом, в интересах которого должно было произойти списание денежных средств со счета клиента.
В-третьих, это наличие подписей должностных лиц и печатей как на самом постановлении, так и на сопроводительном письме.
Существенным отличием снятия ареста от наложения является то, что для этого не требуется решение суда либо иного органа. Государственный исполнитель сам принимает решение об окончании исполнительного производства на основаниях, установленных ст. 37 Закона «Об исполнительном производстве». Постановление об аресте также может отменить начальник структурного подразделения исполнительной службы на основании несоответствия требованиям закона или несоблюдения процессуального порядка его вынесения.
Следует помнить, что отмена постановления об аресте средств на основании ее несоответствия требованиям к оформлению и порядку вынесения не останавливает действия решения суда, которым наложен арест. В данном случае может возникнуть ситуация, когда постановление государственного исполнителя о наложении ареста будет фактически отменено его начальником, но решение суда продолжит действовать. Суды неоднозначно трактуют этот феномен. Так, согласно Конституции, решения и постановления судов являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на всей территории Украины. Порядок такого исполнения устанавливается соответственным законодательством. В решении суда о наложении ареста (как правило, это постановления об обеспечении иска) обязательно указывается непосредственный исполнитель, а резолютивная часть решения должна содержать фразу «Исполнение решения (постановления) возложить на… отдел Государственной исполнительной службы в...». В данном случае банк будет осуществлять любые действия по выполнению решения суда только на основании постановлений должностных лиц исполнительной службы.
Непосредственное исполнение банком решения суда о наложении ареста возможно только в том случае, если в резолютивной части решения банк прямо указан в качестве исполнителя. В данном случае резолютивная часть решения должна содержать фразу «Исполнение решения возложить на «Банк» в … (указывается адрес)». Банк также может обратиться в суд, который выдал исполнительный документ, с письменной просьбой дать разъяснение по его исполнению. Однако практика показывает, что суды в большинстве случаев оставляют такие запросы без ответа.
Подводя итог, следует сказать, что банк должен уделять особое внимание формальной части процедуры снятия или наложения ареста на счета своих клиентов. Недобросовестные методы конкурентной борьбы между предприятиями-клиентами банка, а также коррумпированность судов и отдельных государственных исполнителей может привести к ситуации, когда банк окажется заложником такой борьбы и будет вынужден принимать соответственные решения. Ошибка при их принятии очень высока: потеря клиента и лишние судебные разбирательства, в которых не всегда можно будет доказать правомерность осуществления банком тех или иных действий. Ведь при наложении или снятии ареста заинтересованными лицами всегда выступают две стороны с прямо противоположными интересами.
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/120889.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua