26 дек, 12:00
Резкая девальвация гривны и активное государственное вмешательство в рынок могут привести к дефициту нефтепродуктов на Украине и росту цен на топливо, прогнозируют аналитики.
"Завтра будет очень тяжело - мы не сможем наполнить внутренний рынок. Введение импортных пошлин, административное вмешательство, все это заставит трейдера боятся этого бизнеса", - говорит Владимир Емелин, директор компании Укрнефтехимпереработка, структурного подразделения министерства топлива и энергетики Украины.
В поисках дополнительных средств для покрытия дефицита бюджета 2009 года правительство намерено добиться удвоения акцизов на топливо и введения дополнительной, до 13 %, импортной пошлины, что еще более увеличит нагрузку на торговцев.
По словам директора консалтинговой компании UPECO Сергея Куюна, введение нового уровня акциза и пошлины повысит цены розницы как минимум на 0,7-1,0 гривны за литр в зависимости от вида топлива, что сведет на нет стремления Кабинета резко удешевить топливо и даст дополнительный толчок росту цен на многие товары.
Аналитики говорят, что почти 70-процентное удешевление гривны значительно осложнило возвращение трейдерами валютных кредитов, взятых для закупок импортного топлива и развития сетей АЗС.
Маржа розничной торговли при этом остается неизменной, так как торговцы находятся под давлением со стороны правительства и антимонопольных органов, требующих воздерживаться от каких-либо повышений цен реализации.
Украина в 2008 году закроет топливом собственного производства лишь половину своих потребностей против 70 % годом ранее.
Емелин говорит, что ранее эксперты прогнозировали рост доли импорта до 70 % в 2009 году, однако сегодня такой сценарий не кажется реалистичным.
Если в ноябре в страну завезли 420 тыс.тонн импортного дизельного топлива, то за половину декабря - лишь около 120 тыс. тонн.
"Мы видим тенденцию по уменьшению импорта, в то время как внутренняя переработка останется на прежнем уровне", - говорит Емелин.
Эксперты утверждают, что в условиях резких курсовых скачков, украинским НПЗ выгоднее экспортировать топливо, оголяя внутренний рынок.
"НПЗ выгоднее работать не на внутренний, а на экспортный рынок. Там они получат доллары, а здесь кучу гривен, за которые еще нужно постараться купить доллары", - считает Емелин.
Украина импортирует почти 80 % перерабатываемой нефти, закупая ее за валюту преимущественно в России.
По мнению аналитиков, неблагоприятные условия работы на украинском рынке могут привести к перераспределению долей продавцов топлива как на крупнооптовом, так и розничном рынках.
"Будут изменения в структуре импортеров. Мелкие импортеры из- за валютных рисков будут уходить...", - говорит Куюн.
banker.ua
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/123068.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua