22 апр, 17:00
Подготовка к Евро-2012 и строительство газотранспортной системы - два ключевых момента в модернизации украинской инфраструктуры. Однако государству стоит думать не только о привлечении денежных средств под эти проекты, но и о том, как максимально загрузить отечественную промышленность.
Подписание соглашения с ЕС о модернизации газотранспортной системы многие эксперты назвали стратегическим проигрышем Украины. В первую очередь это скажется на экономике отечественных предприятий и бюджете. Как свидетельствует практика, предоставляя кредит, Евросоюз прежде всего стимулирует собственную экономику. В итоге украинские производители газотурбинных установок могут оказаться без заказов.
В данном случае правительство должно определиться с приоритетами. Модернизируя газотранспортную систему, оно может стимулировать развитие отечественных производителей. А строительство дорог в условиях кризиса оживит украинскую экономику и решит одну из основных проблем этого периода - проблему безработицы, поскольку отрасль является одной из самых трудоемких. К 2012 году Украина может получить не только современные стадионы, модернизированные аэропорты, новые гостиницы, но и работающие "на полную катушку" смежные производства. Лоббирование интересов украинских компаний выгодно правительству еще и потому, что таким образом можно увеличить налоговые поступления.
Сможет ли государство направить нынешние проблемы во благо экономики страны? Станут ли кредитные средства международных фондов "палочкой-выручалочкой" и толчком к развитию отечественных производителей или просто залатают текущие дыры, превратившись впоследствии в долговую петлю, покажет ближайшее время?
Миллионы ГТС
Брюссельская инвестиционная конференция дала старт переговорному процессу о выделении Украине европейскими финансовыми организациями $2,57 млрд на модернизацию ГТС. По данным Минтопэнерго, большая часть этих средств будет направлена на замену оборудования. Кто и как будет осваивать эти средства?
Похоже, сегодня отечественные машиностроители имеют шансы заключить контракты на модернизацию газотранспортной системы стоимостью $1,43 млрд. Об этом свидетельствует подписанный недавно меморандум между крупнейшими производителями нефтегазового оборудования, Минтопэнерго и "Укртрансгазом", в котором последний заявляет о намерении приобрести именно украинское оборудование. Меморандум также подписали "Укргазпроект", Сумское НПО им. Фрунзе, "Зоря"-"Машпроект" и Украинский нефтегазовый институт.
Вместе с тем министр промышленной политики Владимир Новинский подписал в Токио меморандум о намерениях реализации совместных украинско-японских проектов в энергетическом машиностроении. Кроме японцев, готовность участвовать в поставках оборудования для модернизации украинской ГТС подтвердили и в российском представительстве Mitsubishi Electric Europe BV. Свои предложения по поставке оборудования в госкомпанию "Укртрансгаз" уже направили крупнейший европейский производитель нефтегазового оборудования Man Turbo и американская General Electric.
В "Нафтогазе Украины" объяснили, что поставщики оборудования будут определены в ходе открытого тендера, в котором смогут принять участие все желающие. Эксперты утверждают, что основные преимущества Сумского НПО им. Фрунзе и николаевской "Зори"-"Машпроекта" перед иностранными компаниями заключаются прежде всего в стоимости оборудования и возможности оперативного предоставления сервисного обслуживания газотранспортных объектов. "Мы готовы отказаться от интересных экспортных контрактов, чтобы участвовать в обновлении собственной ГТС. Ведь для нас это снижение себестоимости продукции, новые рабочие места, обеспечение стабильной работой на шесть-семь лет в условиях кризиса", - заявили в маркетинговом отделе НПО им. Фрунзе. Обновление ГТС может принести этому предприятию значительную выручку, если будет принято решение модернизировать все имеющиеся в Украине компрессорные станции (всего 71).
Кроме того, привлекая к модернизации украинских производителей, Минтопэнерго получит дополнительную возможность наполнения бюджета и увеличения ВВП страны, а также новые рабочие места. Выбор за государством.
Заработать на футболе
Следующий шанс загрузить украинскую промышленность работой - подготовка к Евро-2012. К этому моменту в Украине должны построить и реконструировать семь крупных стадионов. Почти в 700 млн евро обойдется строительство и реконструкция футбольных арен, на которых должна пройти украинская часть чемпионата Европы по футболу 2012 года. Правда, тут за дело взялись украинские состоятельные любители футбола - Ринат Ахметов, Григорий Суркис, Александр Ярославский, которые рассчитывают заработать на этом.
Но пока стадионы строятся, возможность заработать на этом имеют производители стройматериалов, металлоконструкций, осветительных приборов. Хотя далеко не всегда украинские предприятия оказываются при деле и в этом случае. Например, пару лет назад донецкий футбольный клуб "Шахтер", строящий в своем городе стадион за $250 млн, решил часть материалов для строительства закупать за границей. Причина проста: местные поставщики, узнав, что заказчиком выступает футбольный клуб самого богатого человека Украины Рината Ахметова, взвинтили цены. "Узнав цены в Донецке, мы пришли к заключению, что проще купить то же в Японии, чем здесь", - недоумевали в правлении турецкой компании ENKA, являющейся генподрядчиком строительства стадиона.
От кризиса на транспорте
Министр транспорта и связи Иосиф Винский верит в то, что нынешний экономический спад можно преодолеть с помощью инвестиций, которые запустят производственный процесс в стране. Загруженные работой предприятия отрасли являются существенными донорами госбюджета. Общий объем платежей в 2008 году только госпредприятиями Минтранссвязи составил 14,6 млрд грн. В нынешнем году эксперты министерства разработали уже 200 инвестиционных проектов на сумму 80 млрд грн. Огромный интерес инвесторов вызывают проекты морской и речной отрасли в связи с их высокой рентабельностью. Есть интерес и к железнодорожной сфере. Кто будет осваивать кредитные миллионы и какие конкретно предприятия удастся загрузить в результате заказами и работой, в транспортном ведомстве не ответили.
Исходя из того, что в 2009 году железнодорожники активно взялись за обновление вагонного парка, можно предположить, что дополнительные заказы сулят и металлургам, и машиностроителям. В Министерстве промышленной политики уже подсчитали, что объем заказов "Укрзализныци" предприятиям ГМК может измеряться 800 тыс. тонн металлопродукции. Правда, столько материала требуется на изготовление не только вагонов, но и сопутствующего оборудования - рельсов, стрелочных переходов, колес. В качестве основного поставщика стали планируется привлечь мариупольскую "Азовсталь", а потребителями металла станут Крюковский и Стахановский вагоностроительные заводы, "Азовмаш" и ряд других предприятий.
Новым локомотивом украинской экономики может стать и авиастроение, но для этого необходимо создать условия для того, чтобы заработали заводы и начали выпускать давно разработанные и сертифицированные самолеты. Кабинет Министров намерен выделить Харьковскому авиастроительному заводу из Стабилизационного фонда 380 млн грн на достройку девяти самолетов с готовностью около 90%. Вложенные в авиапром средства также вернутся в экономику в виде заказов для смежных отраслей, налоговых платежей от реализации продукции, зарплат и т. д.
Все эти контракты могут обеспечить украинским предприятиям доход на уровне около $2,5 млрд в ближайшие несколько лет. Это позволит нарастить производство на отечественных авиазаводах и подтянуть смежные отрасли, такие как двигателестроение, металлообработка, приборостроение. В результате появятся дополнительные поступления в бюджет страны в то время, когда другие источники иссякают.
Дорогие дороги
Развитая инфраструктура, в частности качественные дороги, стимулируют развитие экономики - это неоспоримый факт, как и то, что у большинства украинских дорог, по международным стандартам, самая низкая категория, что практически приравнивается к бездорожью. Дорожное строительство позволит стране не только избавиться от такого неприглядного статуса, но и приведет к оживлению дорожного машиностроения, индустрии строительных материалов, интенсификации перевозок, большей мобильности трудовых ресурсов. В свою очередь, рост доходов занятых в этой отрасли, а значит, и их покупательной способности, поддержит легкую промышленность, сельское хозяйство, сферу услуг. Специалисты подсчитали, что благодаря дорожному строительству снизится себестоимость перевозки сырья и товаров. Кроме того, хорошие дороги поспособствуют развитию туризма.
Станет ли дорожное строительство в Украине спасением от кризиса? До недавнего времени кроме красноречивых заявлений политиков и чиновников предпосылок для этого не было - отрасль хронически недофинансировалась, а изредка выделяемые средства регулярно "уходили в песок". Однако ныне чиновники полны оптимизма и заверяют, что дело может сдвинуться с мертвой точки. Во-первых, впервые принят фантастический бюджет в плане финансирования дорожного строительства, который предусматривает сумму в 14,9 млрд грн плюс средства МВФ в сумме 1,4 млрд грн. Кроме того, Кабмин разрешил "Укравтодору" привлечь кредит Credit Suisse International на $465 млн под госгарантии, а Всемирный банк намеревался предоставить кредит в размере $400 млн на 30 лет с пятилетним льготным периодом.
Между тем, по мнению экспертов, агрессивная кредитная политика государства может привести к тому, что Украина может не рассчитаться с долгами и, к тому же, с привлечением иностранных компаний оставит отечественные предприятия без заказов. В качестве приоритетов в борьбе с кризисом правительство поочередно называет поддержку то АПК, то дорожного строительства, то жилищного, то высокотехнологических отраслей машиностроения. Однако сможет ли оно правильно расставить приоритеты? У правительства нет возможности влиять на уровень мировых цен на металл, зато есть возможность стимулировать увеличение внутреннего спроса, оживляя таким образом экономику страны.
Дина Пархомчук
ИнвестГазета.
Инф. delo.ua
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/126124.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua