Металлургия тяжело больна! Украина уже проиграла?

22 май, 13:30

Вопреки заявлениям правительства, украинская металлургия пока совершенно не показывает признаков выздоровления. Спрос на металл остается минимальным, цены продолжают падение, а груз долгов не снижается. Все это больно бьет по целым регионам страны, в которых многие так или иначе связаны с предприятиями металлургической и угольной промышленности. И опять встают сакраментальные вопросы: кто виноват и что делать?

УБАЮКАННЫЕ ПРОЦВЕТАНИЕМ

Вполне понятно, что мировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на экономике многих стран. Однако, по общему мнению, Украина переживает эту напасть наиболее болезненно. В чем тут дело? Не будем сейчас вдаваться в уже набившие оскомину рассуждения о слабости и противоречивости нынешней украинской власти, раздирающих ее дрязгах. Посмотрим на проблему в экономическом плане. В результате мирового кризиса рынки сбыта уменьшились, а конкуренция на них резко обострилась. А украинские производители столь высокой конкуренции не выдержали. Отраслью, которая в Украине пострадала от кризиса больше других, и оказалась металлургия. Она на 80 процентов работала на экспорт. А финансовое здоровье металлургов - основа финансового здоровья энергетиков и шахтеров.

Не последнюю роль в "разгроме" металлургов на рынках сыграл износ основных фондов. В отрасли он составляет около 90 процентов. На таком оборудовании в мире уже никто не работает. Долгие годы владельцы украинских металлургических предприятий получали сверхприбыли. Они рассказывали, что в отрасли все хорошо и что в модернизацию производства вкладываются деньги. Однако в действительности "прихватизировавшие" флагманы государственной металлургии олигархи и "красные директоры" о модернизации производства заботились в последнюю очередь, уповая на то, что украинский металл, выпускаемый на заводах, построенных еще в 50-е, а то и в 30-е годы прошлого века, будет нужен всегда. И всегда будет приносить немалую прибыль владельцам этих предприятий.

Действительно, отечественный сравнительно недорогой металл все время шел на ура. Металлургия процветала, а вместе с ней процветали и новые хозяева предприятий отрасли. Видимо, такое положение дел убаюкало тех, кто должен был - если уж не в интересах государства, то хотя бы в своих собственных - подумать о модернизации производства. Но куда там!

Самое удивительное, что отечественных владельцев металлургических предприятий не всполошило даже начавшееся с приходом оранжевой команды крупномасштабное проникновение в металлургическую отрасль иностранных компаний, прежде всего российских, которые не только создали им на просторах Украины серьезную конкуренцию, но и зачастую стали превосходить по уровню капиталовложений и технического переоснащения. Мало того, проникающие к нам иностранные компании также заботились прежде всего о быстром получении прибыли за счет продажи металла за рубеж, а не о развитии социальной структуры.

Остается загадкой и то, куда все-таки подевались средства, вырученные от продажи стратегически важных отечественных металлургических предприятий. Напомним, в конце октября 2005 года 93,02 процента пакета акций "Криворожстали" за 24,2 млрд. гривен (при стартовой цене в 10 млрд.) приобрела компания Mittal Steel Germany. Однако как были распределены вырученные от продажи и поступившие в бюджет деньги, до сегодняшнего дня общественности не известно.

ПРОИГРАННЫЙ БОЙ

Игнорирование процесса модернизации предприятий, помноженное на политику правительства Тимошенко по привлечению на поле отечественной металлургии иностранных компаний, сохранение высокой цены и низкого качества украинского металла рано или поздно должны были привести к тем последствиям, которые мы сейчас наблюдаем в регионах. Лучше, конечно, чтобы это произошло позже. Но тут катализатором стал мировой кризис, который и показал, что украинская металлургия свой бой за потребителя проиграла.

И теперь, в условиях, когда резко снижается спрос на металлопродукцию, остаться на рынке может лишь тот, у кого низкая цена. Стоимость украинского металлопроката на 20-25 процентов выше российского и китайского, которые по отдельным видам продукции уже полностью нас вытеснили. К тому же, как рассказал аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Максим Шеин, например, продукция российских производителей металла - "Северстали" и Магнитогорского меткомбината - удержалась на внешних рынках благодаря тому, что "Российские железные дороги" на 40 процентов снизили стоимость перевозок продукции.

По словам независимого эксперта Кирилла Чуйко, уменьшили цену своей продукции и китайские металлурги, которым правительство страны предоставило существенные налоговые льготы. В связи с этим  напомним читателю, что "Укрзалізниця" предоставила нашим металлургам лишь 10-процентную скидку на перевозку металлопродукции. В то же время Кабмин отказался снизить стоимость природного газа для меткомбинатов, несмотря на все свои обещания.

Добавим к этому, что, по мнению главы парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики Натальи Королевской, спад в металлургии может привести к недовыполнению бюджета. Ведь металлурги приносят 12 процентов всех налоговых поступлений страны. По мнению аналитика ИК Dragon Capital Елены Белан, если металлургические предприятия остановятся, это отразится на всей экономике. "Следует ожидать цепной реакции, а именно - общего снижения зарплат, спада в торговле и перевозках", - говорит она.

Итак, результат сложившихся в последнее время со стороны правительства и хозяев предприятий подходов к металлургии оказался плачевным - потеряны рынки и источники доходов. А ведь что означает кризис в металлургии, скажем, для угольной отрасли? Падение спроса на уголь. Раз металлурги не могут продать свою продукцию, они ее меньше производят. Раз они меньше производят, им нужно меньше угля и электричества. Электричества нужно меньше не только металлургам, но и другим предприятиям, пострадавшим от сокращения мировых рынков. В том числе - многочисленным смежникам предприятий-экспортеров. Хуже того, многие предприятия оказались неспособны расплатиться за электричество. А значит, во-первых, электростанциям требуется меньше угля. Уголь добывается, но он не нужен потребителю. Во-вторых, электростанции не имеют средств, чтобы нормально платить за уголь.

Падение сбыта - это всегда финансовые трудности. Финансовые трудности металлургов и энергетиков мгновенно превращаются в финансовые трудности шахтеров. Металлурги задолжали шахтерам за уже потребленный уголь около 500 млн. гривен. Это ведет к задержке заработной платы. Ведь в себестоимости каждой добытой тонны угля около 60 процентов составляет заработная плата. Каждая неоплаченная тонна влечет рост долга по зарплатам.

ГДЕ ВЫХОД?

Допущенные за последние годы ошибки нужно экстренно исправлять. Как? "Металлургам необходимо возвращать себе внешние рынки, - говорит Наталья Королевская. - Конечно, власть может помочь металлургам, снижая налоги, стимулируя спрос на внутреннем рынке со стороны строителей, железнодорожников, машиностроителей. Однако нужно понимать, что украинская металлургия имеет самую высокую долю экспортной составляющей. До недавнего времени из 38 млн тонн металла, производимых за год, 30 млн тонн шло на экспорт. Понятно, что за короткое время внутренний рынок не сможет вырасти настолько, чтобы скомпенсировать потери внешних рынков.

К примеру, железнодорожная отрасль, чтобы поглотить один миллион тонн металла путем заказов на вагоны, должна заплатить 18 млрд гривен. Поэтому нужно нацелиться на то, чтобы вернуть себе внешние рынки, задействовав все резервы, даже если это будет сопряжено с временными убытками".

В то же время в связи со снижением мировых цен украинские меткомбинаты больше не могут конкурировать с китайскими и российскими производителями. На складах компаний из-за проблем со сбытом скопились горы продукции. Если правительство не примет экстренных мер по поддержанию металлургической отрасли, последствия могут быть плачевными: от недовыполнения бюджета и массовых увольнений до глобального кризиса украинской экономики. А это значит, что пострадают не только те регионы, где находятся металлургические предприятия, но и вся страна.

Так что же делать? "В частности, направлять деньги на реконструкцию железных дорог, которые находятся в критическом состоянии, - считает известный экономист Анатолий Гальчинский. - Это создаст спрос на металл, стройматериалы. В конечном счете, это и новые рабочие места. Здесь очень важна координация действий НБУ и правительства. В годы кризиса 1997-1998 годов нам удавалось решать эти вопросы достаточно эффективно. Сейчас же, в условиях безвластия, можно получить отрицательные результаты. Поэтому основой преодоления кризиса должно стать укрепление дееспособности власти. Колоссальное внешнее влияние.

Сейчас важно запустить внутренний рынок. Девизом каждого в борьбе с кризисом должен стать "Покупай украинское!". Особенно важно пересмотреть все импортозаменяющие товары и сделать конкурентоспособными ведущие отрасли. Задача номер один - заинтересовать инвесторов, чтобы они привели в Украину свои деньги. Я уверен, что инвесторы еще полгода посмотрят на ситуацию в мире, поизучают ее и начнут размещать свои ресурсы. Вот нам к тому моменту нужно быть готовыми, а значит, сбалансированными и интересными. Тогда часть этих денег придет в Украину.

Но если сейчас банковская система под воздействием и при содействии Национального банка не начнет кредитовать реальную экономику, это станет первым толчком к ярмарке-распродаже дисконтного имущества отечественного бизнеса. Украинский бизнес начнет за бесценок продавать свое имущество. Сейчас как никогда нужно запустить деньги обратно в экономику".

Кто и как будет это делать? От этого зависит дальнейшая судьба регионов, а значит, и всей страны.

Андрей Ростов, "CN-Столичные новости"

Инф. mignews.com.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/126819.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua