20 окт, 18:00
Народный депутат Украины от Партии регионов, Министр промышленности и предпринимательства в оппозиционном правительстве Виктора Януковича, а также глава Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Анатолий Кинах считает ситуацию в экономике Украины очень сложной. Политик критикует правительство за то, что Украина оказалась единственной страной в Европе, которая так и не сформировала национальную антикризисную программу. Кроме того, регионал настаивает, чтобы был поставлен честный диагноз экономическим процессам, происходящим в стране. В интервью агентству ЛІГАБізнесІнформ А.Кинах рассказал о финансово-экономическом кризисе и борьбе с ним, о сотрудничестве Украины с МВФ, а также о том, как возможное повышение социальных стандартов скажется на экономике.
- Анатолий Кириллович, итоги третьего квартала позволяют говорить о начале выздоровления экономики Украины?
- Падение промышленного производства составило почти 30%. По независимым экспертным оценкам, падение ВВП в первом полугодии составило порядка 18%, девальвация гривни - почти 65%, реальная зарплата упала на 10,3%. С учетом девальвации гривни, учитывая долю импорта на внутреннем рынке, реальная покупательная способность украинцев упала минимум в полтора раза. Говорить о том, что в третьем квартале мы начали развиваться, не приходиться.
- Но статистика показывает некоторое оживление, в частности, в промпроизводстве…
- Это необъективная оценка. Есть, конечно, определенные показатели роста где-то, максимум, на 1,5-2 пункта за счет того, что в июле-августе и частично в сентябре повысилась конъюнктура на украинский метал. То есть несколько оживился внешний рынок, и нужно было заполнять складские запасы. Металлургия в этот период повысила свои объемы производства где-то на 15-20%. То есть это не результат каких-то антикризисных действий власти, а просто улучшение внешней конъюнктуры.
- Вы считаете борьбу правительства с кризисом неэффективной?
- Украина, по сути, единственная из стран Европы, которая так и не сформировала национальную антикризисную программу как программу совместных действий парламента, правительства и Нацбанка. Большинство стран утвердили уже четвертый пакет антикризисных мер. Сначала это были меры связанные со стабилизацией фондовых, финансовых рынков и банковской системы (сентябрь-ноябрь прошлого года). Потом были пакеты мер, связанные с недопущением охлаждения национальных экономик: это снижение налогов, удешевление кредитных ресурсов, усиление методов государственного протекционизма. Потом был третий пакет (весна-2009): недопущение снижения покупательной способности населения, социальная защита. И сейчас уже реализуется четвертый, связанный с инновационной деятельностью, с усилением конкурентоспособности экономик, с подготовкой кадров, образования, науки и т.д. Все понимают, что после кризиса конкуренция только вырастет.
- Если о начале выздоровления говорить рано, то можно сказать, что падение достигло дна?
- В этом контексте говорить о том, что мы уже достигли того дна, которого все ждут, чтобы оттолкнутся от него, еще достаточно рано, потому что очень много отложенных рисков.
- Например…
- Во-первых, усиление фискального давления. На сегодня, по независимым оценкам, объем авансовых платежей в бюджет составляет порядка 12 млрд.грн. Это огромные ресурсы, которые изъяты из оборотных средств предприятий. Во-вторых, объем некомпенсированного НДС - более 5 млрд.грн., а общая заявка составляет около 18 млрд. В-третьих, так и не заработали механизмы налогового векселя. Ставка кредитных ресурсов в банковской и коммерческой системе зашкаливает за 30%. Кроме того, остается крайне непрогнозируемой, с элементами коррупции, валютно-курсовая политика. Непрогнозированость приводит к тому, что теряется доверие к Украине.
- Но Премьер-министр говорит обратное…
- Не время заниматься победными реляциями. Мы настаиваем, чтобы был поставлен честный диагноз процессам, происходящим в стране - деполитизированный, системный, высокопрофессиональный. Кстати, попытку сделала Счетная палата Украины в лице Валентина Симоненко. И тут тенденция такая, не очень приятная. Как только кто-то начинает говорить правду, он сразу превращается во врага. Сначала жертвой таких подходов стал Министр финансов Пинзеник которым восхищались все. А потом, когда он высказал свою точку зрения и дал очень неутешительные прогнозы, его с позором изгнали. Как только председатель Счетной палаты раскрыл официальную статистику, он тоже становится врагом, появляется вопрос о его отставке. Это недопустимо…
- В Киеве сейчас работает миссия МВФ. Украина уже ощущает помощь Фонда?
- Мы получили $10,5 млрд. кредита "стенд-бай" на достаточно невыгодных условиях. Это короткие деньги, их надо будет возвращать, начиная уже с 2011 года. Внешние заимствования - нормальная, цивилизованная практика. К этому обращаются многие правительства. Но при этом государства очень жестко контролируют два принципа: первый - условия (то есть внешние заимствования должны быть на основе баланса национальных интересов страны и баланса международных финансовых партнеров и организаций), второй - внешние заимствования направляются на развитие, а не потребление. К сожалению, в случае с Украиной ни первый, ни второй принцип не работает.
- Страна сегодня в силах выполнять условия МВФ?
- МВФ в большей степени заинтересован, чтобы Украина выполняла свои внешние корпоративные обязательства. В данном случае МВФ беспокоится, в первую очередь, об иностранных вкладчиках и иностранных финансовых донорах. И тот пакет условий, по которым Украина сотрудничает с МВФ, во многом не соответствует основной цели - выходу из кризиса. Даже лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц прямым текстом заявил, что условия сотрудничества Украины и МВФ нельзя назвать антикризисными. Он прав.
- В чем именно?
- МВФ жестко фиксирует нам денежную массу. Рост - не более 8% в течении года. Это не компенсирует даже инфляции, которая будет к концу года минимум 14%. То есть идет искусственное ограничение денежной массы, что еще больше урезает возможность финансирования серьезных инфраструктурных проектов.
МВФ жестко фиксирует усиление фискальной политики. Отсюда появляются решения по повышению акцизов, услуг ЖКХ, стоимости природного газа для населения, транспортный, рыночный сборы, местные налоги и сборы. Такие условия противоречат сути антикризисных мер.
Сегодня развитые страны не принимают тех решений, которые увеличивают фискальную нагрузку и снижают покупательную способность внутреннего рынка, понимая, что покупательная способность является стимулом для производства товаров и услуг. У нас идет обратный процесс. МВФ запрещает кредитовать на приемлемых условиях реальный сектор.
- То есть Вы против такого сотрудничества?
- Условия сотрудничества Украины и МВФ нарушают часть нашего экономического суверенитета. Нам из-за рубежа отдают команды: какими должны быть денежная база, налоговая политика, государственный протекционизм, социальная политика. Но самое плохое: когда мы спрашиваем экспертов МВФ - "неужели вы сами не видите, что эти все ограничения усиливают кризис в Украине", они говорят, что готовы это рассматривать, но серьезной дискуссии не возникает. Этот кредит превратился в самоцель, а ведь его надо будет отдавать. Уже в 2011-2012 гг., по расчетам экспертов, минимум 10-12% доходной части бюджета Украины будет направляться на обслуживание долгов. Мы не против работы по внешним заимствованиям, но только в том случае, когда средства направляются в большей степени на развитие.
- Следовательно, Украине не нужен четвертый транш?
- Я думаю, для Украины было бы полезнее, если бы он не был направлен. Это дало бы какую-то определенную надежду, что власть отрезвеет немного и займется эффективным использованием собственных ресурсов, в том числе финансовых. Непредоставление может стать стимулом для поиска новых резервов. Это очень нужно. Правительство не раз заявляло, что в Украине нет необходимости утверждать свою антикризисную программу. Есть программа сотрудничества с МВФ, и этого достаточно. А когда готовился проект Госбюджета-2010, то из уст правительства прозвучало, что для подготовки проекта бюджета необходимо пригласить экспертов МВФ. Это беспрецедентное унижение страны. Я уже не говорю о национальных интересах, о национальной безопасности.
- Тимошенко неоднократно призывала оппозицию к объединению для борьбы с кризисом…
- Эти призывы несут в себе элементы конъюнктуры. Мы готовы к сотрудничеству. Но мы видим двойные стандарты, отсутствие, в том числе эффективного диалога, как между политическими структурами, так и в формате "власть-бизнес". Декларируется одно, делается другое.
- Вы пытались идти на диалог с властью как глава УСПП?
- В парламенте зарегистрировано около 40 разных законодательных инициатив, в том числе и от оппозиции, в том числе те, которые идут от Ассоциации объединений промышленников, предпринимателей и работодателей. Ну, например, мы предлагаем методы ускорения амортизации, с тем, чтобы усилить модернизацию экономики, мы предлагаем не облагать налогом прибыль, которая направляется сегодня предприятиями на развитие. Мы предлагаем методы совершенствования упрощенной системы и многое другое. Некоторые законодательные инициативы были поддержаны. Но их немного и они не выполняются. Например, Закон о преодолении кризисных явлений в промышленности. В соответствии с этим законом надо было определять ряд вопросов номенклатуры критического импорта. То есть высокотехнологичное энергосберегающее оборудование, которое не производится в Украине, если оно импортируется, скажем, для строительства предприятия, не облагается НДС. И минимизируется таможенная ставка для того, чтобы простимулировать техническую и технологическую модернизацию основных фондов. Так делает весь мир. Есть статья в Законе, но на данном этапе перечня оборудования нет. Механизм не работает.
- Что мешает диалогу власти и бизнеса?
- Мы предлагаем мероприятия, нацеленные не на достижение какого-то одномоментного электорального эффекта, но они не имеют интереса у правительства, потому что там политика "сегодня на сегодня". Как тот Мальчиш Кибальчиш: "Нам бы только ночь простоять, да день продержаться". А государство, экономика так не могут развиваться.
- Верховная Рада близка к принятию закона о повышении социальных стандартов. Это сегодня действительно острая необходимость?
- Ну, во-первых, есть норма Конституции, есть требования наших законов, включая Закон о труде, Закон о социальном страховании и так далее, где четко сказано, что если инфляция проходит определенные пороговые значения, то государство обязано индексировать соответствующие зарплаты и пенсии. И эту норму никто не отменял. В бюджете 2009 года, за который мы не голосовали, минимальная зарплата заморожена на уровне октября 2008 года. А месячный прожиточный минимум был заморожен где-то на уровне декабря. По данным того же Минтруда под давлением Генпрокуратуры в июле этого годы был опубликован показатель месячного прожиточного минимума, и он оказался почти на 197 грн. выше, чем тот, который был запланирован и указан в бюджете. Все это говорит о том, что ежемесячно каждый пенсионер недополучал где-то 200-250 грн. Соответственно, недополучали соответствующие суммы к зарплате бюджетники. Поэтому мы говорим о честной политике.
- Правительство отвечает: сегодня нет ресурсов…
- Если нет ресурсов, надо выйти и сказать: давайте внесем изменения и дополнения на 2009 год в такие-то Законы, приостановим действие таких-то статей, соответствующим образом затянем пояса, а когда будем выходить из кризиса, ограничения будут сняты. А молча и цинично не выполнять требования Конституции, законов в плане социальной защиты своих же сограждан, особенно незащищенных слоев, недопустимо.
- Как рост соцстандартов может отразиться на экономике в целом?
- Платежеспособность внутреннего рынка и покупательная способность граждан - очень важные факторы, которые влияют на выход из кризиса. И если мы будем дальше так же, такими же темпами "снижать" покупательную способность наших граждан и внутреннего рынка, а они сегодня беспрецедентно низки, то мы создаем замкнутый порочный круг. Нет стимулов для производства товаров и услуг, и кризис усугубляется. Когда мы говорим о социальных стандартах - это тоже метод недопущения снижения покупательной способности граждан. За 7-8 месяцев объем розничного товарооборота в Украине упал почти на 20%. Это означает, что нет платежеспособного спроса на продукцию и услуги, и это углубляет кризис. Все надо рассматривать в комплексе. Мы не призываем, чтобы соцстандарты повышались за счет, предположим, включения печатного станка. Мы говорим о комплексном подходе, надо заниматься антикризисными мерами.
- Заоблачные кредитные ставки сегодня серьезно бьют по бизнесу. Какой процент по кредиту может "вытянуть" предприниматель?
- Я уверен, что с учетом даже прогноза инфляции, при соответствующих действиях власти, при наличии антикризисной программы, у нас должна быть ставка кредитных ресурсов максимум 16-17%. Это было бы адекватно. А когда мы имеем учетную ставку у Нацбанка порядка 11%, но при этом стоимость кредитных ресурсов коммерческой банковской системы выше в два раза и более, то всем понятно - что-то не так. Система работает с противоположным знаком.
- Что нас ждет в 2010 году?
- Когда мы даем очень жесткие оценки, это не попытка создавать ощущение катастрофизма, безнадежности, отсутствия перспектив. Восточный иероглиф "кризис" объединяет два начала: первый - это углубление проблем, а второй - это новые возможности. И хотелось бы, чтобы мы из кризиса выходили с новыми возможностями. А это возможно только на основе четких диагнозов и очень деполитизированных системных профессиональных действий.
Крайне важно, чтобы в 2010 год мы вошли с бюджетом. И важно, чтобы по результатам избирательной кампании мы не углубили противостояние на взаимное уничтожение, а все-таки вышли более консолидированными. Если это будет сделано, то мы могли бы уже где-то к третьему кварталу 2010 года стабилизировать ситуацию, а потом, с учетом ситуации на мировом рынке, начать движение вверх, оттолкнувшись от своего украинского дна. Тогда прогноз роста валового продукта на 3-4% в 2010-й был бы достаточно реальным.
Если же войдем в 2010 год без бюджета, то нас ждут очень сложные времена. Намного сложнее, чем сейчас. И я бы очень не хотел, чтобы этот сценарий был реализован, потому что у страны нет ни запаса времени, ни запаса прочности.
- Недавно лидер Партии регионов провел встречу с предпринимателями. Вы как глава УСПП знаете: может Янукович рассчитывать на поддержку бизнеса?
- Может. Встреча прошла очень эффективно. И для нас очень важно, чтобы между словом и делом не было разрыва. Диалог власти и бизнеса должен быть постоянным, не только в момент каких-то кризисных явлений или выборов.
- Вы допускаете использование административного ресурса на предстоящих выборах?
- Лично меня это очень тревожит, я вижу, что уже появляются признаки. Это будет не конкуренция программ, стратегий видения выхода из кризиса, дальнейшего развития. Это переходит в плоскость взаимных личных обвинений, поиск компромата, черных технологий, соревнование денежных мешков, билбордов и так далее. И в том числе очень большой риск, что для достижения победы будет использован административный ресурс.
- Это можно избежать?
- Нужно создавать условия равноправной политической конкуренции. Избиратели должны иметь доступ к программам, у всех должны быть приемлемые возможности выхода в информационное пространство. А дальше люди уже должны делать свой выбор. Если опять это будет "стенка на стенку", "свой - чужой", черный пиар, грязные технологии, то нового качества власти мы вряд ли добьемся. При этом страна теряет возможности.
- Анатолий Кириллович, Вы недавно были избраны главой совета Международного конгресса промышленников и предпринимателей. Насколько сегодня Украине будет важным представительство в такой организации?
- В мире не существует замкнутых экономик, и Украина необратимо интегрируется в экономическое и политическое европейское и мировое пространство. Международный конгресс промышленников и предпринимателей очень эффективная площадка. В составе МКПП, сегодня порядка 27 стран, в том числе Китай, сейчас вступает Индия, все страны Европы, включая Восточную, Италия, Балтика, СНГ. Если коротко, то избрание меня председателем совета Международного конгресса, это в первую очередь дань уважения к Украине, несмотря на все сложные кризисные проблемы.
Юрий ТАРАСОВСКИЙ
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/130307.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua