Автострахование: ожидаем роста тарифов

02 ноя, 11:30

В 2010 году объемы премий на рынке КАСКО снизятся еще на 10-20%, на рынке «Автогражданки» — наоборот, вырастут на 15-20%.

Автострахование — один из наиболее пострадавших из-за кризиса секторов финансового рынка. Особенно не повезло продавцам КАСКО. За первые шесть месяцев 2009 года объемы продаж полисов КАСКО снизились на 33,3% — до 1,8 млрд. грн. — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главная причина «недобора» премий — остановка банковского кредитования. Дело в том, что около 70% премий по КАСКО в 2008 году приходилось именно на кредитные авто.

«Автогражданки» падение не коснулось — за 6 месяцев 2009 года компании по этому виду страхования собрали 652 млн. грн. премий, что на 0,3% больше, чем в первом полугодии 2008-го.

Вместе с тем существенно вырос уровень выплат: по КАСКО данный показатель сегодня составляет 73%, по ОСАГО — 37,8%. «Средние показатели выплат по КАСКО выросли с 5,5 тыс. грн. (по итогам первого полугодия) до 7,0 тыс. грн. (по итогам сентября), по ОСАГО — соответственно с 6,8 до 8,6 тыс. грн.», — рассказывает начальник управления автотранспортного страхования компании «Провидна» Юлия Очеретяная. При этом страховщики, работающие в крупных городах, рапортуют о том, что уровень выплат уже достиг 100%, а у некоторых компаний — даже 120%.

Акселерация средней выплаты
Причиной такой щедрости страховщиков в первую очередь стала резкая девальвация гривни, которая с начала активной фазы кризиса (октября 2008 года) упала в цене на 65%. «Росту средней выплаты по КАСКО и ОСАГО по сравнению с прошлым годом способствовали инфляция и девальвация национальной валюты, что привело к увеличению стоимости автозапчастей в связи с их привязкой к рыночному курсу евро или доллара», — рассказывает глава правления страховой компании «Универсальная» Алексей Музычко.

По мнению экспертов, показатель средней выплаты сегодня был бы еще выше, если бы страховщики не старались всевозможными способами удерживать выплаты на прежнем уровне. Самые добросовестные из них делают это путем оптимизации затрат внутри компании, организовывая скидки на партнерских СТО. Менее изобретательные стараются под любым предлогом не платить.

Поэтому главной проблемой рынка автострахования сегодня многие эксперты называют… самих страховщиков. «Банкротство отдельных компаний, затягивание выплат со стороны многих страховщиков, недобросовестное выполнение обязательств перед клиентами вызвали серьезное падение уровня доверия к страховому рынку», — констатирует Алексей Музычко.

КАСКО упадет еще на 10-20%
Чтобы хоть как-то привлечь клиентов, некоторые игроки по-прежнему демпингуют. Если средняя цена на полное КАСКО сегодня колеблется в пределах 6,5-9%, то отдельные компании продают полисы КАСКО по 4,5-5%. «Есть страховщики, которые пытаются «выжить» за счет демпинга, собирая хоть какие-то платежи. Но это только усугубляет проблемы рынка, потому что такие компании в ближайшее время станут неплатежеспособными», — говорит Юлия Очеретяная.

Эксперты прогнозируют: уже в 2010 году клиенты будут больше обращать внимание не на стоимость, а на качество полиса, то есть на те дополнительные услуги (бонусы), которые компания готова предоставить для того, чтобы максимально защитить клиента от рисков, связанных с потерей или порчей авто. «Решающим фактором при выборе страховой компании для клиента станет не цена, а адекватный сервис и репутация», — считает руководитель проекта Strahnadzor Тимур Шакиров.

Объемы рынка добровольного автострахования в следующем году продолжат падать, а цены на полисы — расти. «В 2010 году автокредитование вряд ли возобновится. Вместе с тем многие клиенты будут отказываться от пролонгации действующих страховых договоров. В результате объемы премий снизятся еще на 10-20%. В то же время размер средней выплаты будет расти из-за удорожания услуг СТО и автозапчастей. Как следствие будут расти и тарифы», — предполагает генеральный директор страховой компании «Наста» Павел Литвин. Вместе с тем объем выплат по КАСКО к концу следующего года увеличится еще на 15-30% по сравнению с аналогичным периодом 2009-го.

Ждем роста тарифов и лимитов ответственности
На рынке «автогражданки» основным событием первой половины 2010 года станет удорожание стоимости страховок. МТСБУ уже на протяжении 8 месяцев активно работает над подготовкой и внедрением новых тарифов и лимитов ответственности по ОСАГО.

По предварительным данным, тарифы на ОСАГО в 2010 году повысятся на 30%, а лимиты ответственности — вдвое — с 25,5 до 50 тыс. грн. по имуществу и с 51 до 100 тыс. грн. по риску потери здоровья.

Но даже такое повышение, по прогнозам экспертов, не остановит процесс выхода компаний с этого рынка, начавшийся в 2009 году. «С рынка могут уйти как крупные, так и мелкие страховые компании. Все зависит от того, примут ли страховщики, имеющие проблемы в данном сегменте, необходимые антикризисные меры — пересмотрят принципы формирования резервов, тарифной политики и так далее», — говорит начальник отдела обязательных видов страхования компании «Провидна» Леся Линчевская. По ее словам, некоторые компании уйдут с этого рынка не полностью, а будут продавать «автогражданку» как агенты более сильных игроков.

«По нашим прогнозам, на рынке ОСАГО приостановят страховую деятельность 20-30 компаний (из 90. — «ДЕЛО»), а на рынке КАСКО — до 40 страховщиков (из 150 СК). Они либо временно прекратят собирать премии и передадут свои портфели другим компаниям, либо обанкротятся», — считает замгендиректора Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов. По словам эксперта, объемы выплат на рынке «автогражданки» в следующем году вырастут еще на 30-50%, объемы собранных премий — на 15-20%.

Произойти это должно за счет более полного охвата страхованием автовладельцев (сегодня страховки есть лишь у 55% собственников транспортных средств). Правда, если будут приняты долгожданные изменения в законодательство, отменяющие короткие полисы ОСАГО (14 дней), то рост рынка может достигнуть, по мнению Залетова, и 70%. Увы, в такие прогнозы верят далеко не все в связи с тем, что некоторым крупным игрокам рынка ОСАГО сегодня экономически невыгодна отмена коротких полисов. А к их мнению в МТСБУ прислушиваются.

В целом же участники рынка считают, что глобальных изменений на рынке автострахования не произойдет. «То, что принято называть кризисом, — не что иное, как «новые экономические условия». И страховщикам нужно привыкать к тому, что такие условия будут на нашем рынке достаточно долго. Тарифы на страхование однозначно будут повышаться, а условия выплат — ужесточаться», — заключает Тимур Шакиров.

Татьяна Павлюченко

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/130583.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua