12 май, 09:00
Пока украинцы гуляли традиционную майскую десятидневку, в нефтяном мире произошло несколько ключевых событий.
Во-первых, мировую общественность по-прежнему беспокоит экологическая ситуация в Мексиканском заливе, где в конце апреля произошла авария на нефтяной платформе British Petroleum. Рынок на катастрофу отреагировал ростом котировок, цена барреля в течение недели держалась в районе $85.
Во-вторых, влиятельным событием для нефтяников стали сообщения о состоянии экономики Греции. На фоне кризисных явлений в средиземноморской стране, а также в связи с увеличением запасов сырья в США цены на нефть и нефтепродукты в первой декаде мая все же опустились на 10%. Так, 10 мая бензин А-95 стоил $736 за тонну, а дизтопливо — $678 за тонну с отгрузкой в Средиземноморье. Стоимость сырья опустилась ниже отметки в $77 за баррель.
Рынок волнуется
Украинских нефтетрейдеров, помимо сообщений с мирового рынка, больше всего волновали последствия остановки Лисичанского НПЗ на капремонт и принятый Верховной Радой в первом чтении законопроект №6337, повышающий ставку акцизного сбора на бензины. В первом вопросе оптовиков беспокоит обеспечение топливом («ТНК», которой принадлежит Лисичанский НПЗ, ушла на полуторамесячный ремонт с небольшими остатками — 30 тыс. тонн бензинов и около 20 тыс. тонн ДТ). Кроме того, с остановкой завода из свободной продажи исчез бензин А-92. Как отметил один из восточно-украинских трейдеров, «ТНК-ВР Коммерс» экспортировала в апреле большой объем девяносто второго бензина по толлинговой схеме, а «остатки держит для своих джобберов».
Вполне вероятно, что реакция рынка на принятый нардепами законопроект последует уже в ближайшее время. Не вызывает сомнений то, что нефтяники еще до вступления в силу документа попытаются поднять цены на бензины (на каждом этапе — от опта до розницы) и таким образом заработать на разнице акцизов. Правда, сдерживающим фактором по-прежнему остается унылый спрос на топливо, которым трейдеры «затарились» еще перед майскими праздниками. Кроме того, в оптовом сегменте на стабилизацию цен оказывает влияние подешевевший за последнюю декаду импортный продукт.
В результате разновекторных тенденций на рынке в начале первой декады мая среднее предложение по Украине выглядело следующим образом (грн. за тонну): А-76/80 — 8,56 тыс.; А-92 — 8,80 тыс.; А-95 — 9,04 тыс.; ДТ — 7,27 тыс.
Вопреки ожиданиям
Не было спокойно «на маевку» и в розничном сегменте. Из крупных сетей слегка «отличились» заправки Shell, на которых 5 мая цены на бензин А-95 и ДТ поднялись на 4 коп. за литр — до 8,29 и 7,29 грн. за литр соответственно. Днем позднее на «приватовских» станциях (за исключением АЗС в Крыму, Донецкой и Запорожской областях) все нефтепродукты подорожали на 5 коп. за литр.
Уже 6 мая реакция на повышение (+5 коп. за литр) прошла по АЗС в Луганске, заправкам «Вик Ойла», «ТНК», «Калины» и «Укр-Петроля». В итоге 11 мая, согласно мониторингу Uресо, в Украине были зафиксированы следующие средние цены на топливо в рознице (грн. за литр): А-76/80 — 7,13; А-92 — 7,63; А-95 — 8,08; ДТ — 7,07.
Необходимо отметить, что в этом году не произошло сезонного увеличения цен на бензины и ДТ в Крыму. Хотя в предыдущие несколько лет с наступлением майских праздников крымчане уходили в отрыв на 20-40 коп. за литр от коллег в других областях страны вплоть до окончания бархатного сезона в октябре.
Дальнейший «расклад» на рынке зависит от нескольких факторов: тенденций европейского рынка и судьбы законопроекта, предусматривающего повышение акцизов на бензины. Если на внешнем рынке не будет резких колебаний, а правительственная инициатива с акцизами на каком-то этапе затормозится, то в рознице удастся зафиксировать текущие цены на топливо до конца мая.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Александр ТЕРЕЩЕНКО, директор сети АЗС «Атан-Крым»
В эту «маевку» мы не стали делать сезонное повышение цен на наших АЗС. Учитывая положение в стране, в частности, низкую покупательную способность населения, в компании было принято решение о временном сохранении текущей стоимости топлива на стеле. Высокая цена на нефтепродукты отпугивает водителей, которые уходят на заправки с более низкой ценой, иногда не обращая внимания на качество. Поэтому, преследуя цель сохранить клиентов, мы зафиксировали ту же стоимость на топливо, что и в других регионах Украины. Майские праздники этого года не удовлетворили наши ожидания. Всплеск покупательной активности наблюдался всего 2-3 дня. Вполне вероятно, что водители, «прикормленные» ценовыми демпингами прошлого года, просто уехали на другие заправки. Вряд ли май можно считать началом сезона в Крыму, по крайней мере, этого не видно по реализации топлива. Возможно, ситуация исправится в конце мая — начале лета.
Александр СИРЕНКО, аналитик Upeco
Инф. delo.ua
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/134651.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua