Греции деньги дали. Украине — нет. Почему?

20 июл, 06:30

Украина приняла решение отказаться от размещения 10-летних еврооблигаций на 2 млрд долл. «Учитывая другие имеющиеся источники финансирования и позицию ликвидности, Министерство финансов приняло решение в настоящее время не проводить новую трансакцию», — поясняется в сообщении украинского Минфина. Отказ Украины от размещения еврооблигаций для UBR комментирует директор рейтингового агентства Виталий Шапран.

UBR: По результатам роад-шоу, Минфин отказался от размещения еврооблигаций. Это можно расценивать как провал, так как причной отказа могло быть только неудачное предложение по доходности?

В.Ш.: Изначально нужно было менять сами подходы к проведению роад-шоу. Вначале должна была идти работа с рейтинговыми агентствами. Ненобходимо было подготовить нормальные рейтинговые отчеты и дистанционно их распространить среди потенциальных инвесторов. И только потом проводить роад-шоу. Мы говорили об этом еще 5 лет назад. У нашего суверена крайне низкий рейтинг. И, если честно, не понятно, почему эта оценка сохраняется сегодня. Ведь мы имеем спекулятивную оценку. Пусть объяснят, почему сегодня у нас сохраняется этот спекулятивный рейтинг. Угроза дефолта ведь миновала. И сами международные рейтинговые агентства, в том числе и Fitch, недавно повысил свой рейтинг. Т.е. они признали, что вероятность открытого дефолта сведена к минимуму. По облигациям внутреннего государственного займа дефолта не будет. А его очень боялись.

UBR: Были ли размещения других стран с подобными оценками?

В.Ш.: Вот это очень интересно. На сегодня, та же Греция, имея рейтинг хуже чем у Украины и, фактически, объявив дефолт, провела на прошлой неделе емиссию облигаций на 1,6 млрд. евро. По ставке 4,15-4,35%. Украине такая ставка даже близко не снилась. Хотя мы все знаем, что в Греции дефолт произошел бы точно. Если бы не помощь Евросоюза. Это была бы большая «черная дыра». И в нее попало бы много банков, в том числе греческих, которые работают в Украине. Но этого не произошло, благодаря финансовой помощи ЕС. Т.е. был молчаливый тихий дефолт.

UBR: Но у нас же была не такая ситуация?

В.Ш: Да, у нас этого не было. Более того, у нас ситуация остается лучше, чем в Греции или в той же Албании, Латвии, Литве. У нас ситуация гораздо лучше. К тому же, по прогнозам МВФ, в следующие 3 года Украина должна отыграть потери ВВП, которые были в 2009 году. А это больше 15%. Т.е. мы можем через 3 года выйти на нулевой вариант. А вот страны Прибалтики, Албания, Греция не смогут в следующие три года «отыграть» кризис. Они будут 5-7 лет отрабатывать свои потери. А мы только три. У нас уже заметны первые положительные тенденции по промышленному производству, по росту ВВП. Т.е. если не будет никакой стрессовой ситуации осенью, как это обычно бывает в августе в финансовом секторе, то можно будет говорить о том, что не будет никакой второй волны кризиса. И можна будут говорить о полноценном восстановлении экономики, а не о поступательном восстановлении.

UBR: Те попытка проведения размещения была преждевременной? Надо было ждать до осени?

В.Ш.: До конца лета остается время для работы с инвесторами через рейтинговые агентства как наши, так и международные. Но Минфин эту практику не использует почему-то. Они относятся к нам….как чиновники. Недооценивают, наверное, или не понимают выгоду и перспективы.

UBR: Они могли рассчитывать, что на фоне положительных «меседжей» от МВФ, спрос будет большой?

В.Ш.: Я не считаю что МВФ одобрил кредит. Речь идет о том, что миссия рекомендовала утвердить. Но Совет директоров может иметь собственное мнение. И поэтому 28 июля нас могут ждать и неприятные сюрпризы. Это вопрос политический. Решение совета директоров оно не может прогнозироваться исходя из решения миссии. Но до 28 июля может что-то произойти и оттолкнуть Совет директоров от принятия положительного решиния. Второе, могут быть какие-то неувязки. Мы же не видели всего комплекса требований, предъявленных миссией. Они то поставили условие — «в случае исполнения их требований». Но успеет ли, и желает ли Кабмин их исполнить. Мы этого не знаем. Поэтому считать что кредит получен — нельзя. Это раз. Второе: ставка, о которой мы слышали, до 4 % годовых. Вроде бы 3,15%, не помню точно. Это очень низкая ставка. Зачем привлекать дорогие ресурсы под 8-12% когда можно взять у МВФ под очень низкую ставку. Это не рационально. Третье – следует дождаться осени и полноценного восстановления экономики. И на этапе восстановления требовать восстановления нормальных рейтингов суверена.

UBR: Вы сказали 8-12% годовых. Это доходность, которую нам предложили?

В.Ш.: Если у страны рейтинг спекулятивного уровня, то автоматически ее бумаги не попадают в разряд затребованных Пенсионными фондами, под размещение в страховые резервы на Западе. И это сбивает сильно на них спрос. А раз сбивается спрос, то соответственно, и ставка на них растет. Поэтому, учитывая наш спекулятивный уровень, нам и могли предложить доходность в районе 8-12%. Такой мог быть диапазон колебаний в зависимости от коньюнктуры рынка.

UBR: На что еще могли обратить внимание?

В.Ш.: На ситуацию с НДС-облигациями. Все видят, что происходит на рынке. У нас же был своеобразный дефолт по НДС. Те бумаги выпускают по долгам, которые все равно не смогли выплатить. Если есть хоть какой-то признак реструктуризации задолженности, то значит дефолт имел место. Просто он был проведен более цивилизованно и спокойно. Но мы еще не знаем, чем он закончился. Потому что эта реструктуризация растянулась на годы.

UBR: На что мы можем рассчитывать осенью в случае повторного выхода?

В.Ш.: Все зависит от уровня рейтинга. Если не удастся перебороть спекулятивную составляющую, то рейтинг не изменится, а такая вероятность есть. Нам предложат 10%. Может быть 8%. Но это если ставки упадут на международных рынках. На лучшие условия рассчитывать не стоит.

UBR: А если при єтом откажет МВФ?

В.Ш.: Не хочу даже такое предполагать.

www.gigamir.net


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/136039.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua