Уходящий год – один из самых сложных для рынка нефтепродуктов Украины

11 дек, 12:00

Проблема состоит из двух частей — последствий общего финансового кризиса и отсутствия цивилизованных правил игры, считает Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95».

Кризис оставил хорошо видимый след в виде укрупнения ключевых участников. В 2009 году состоялась мегасделка по приобретению крупнейшим игроком рынка в лице группы «Приват» (1100 АЗС) своего ближайшего преследователя — компании «Альфа-Нафта» (500 АЗС). Тогда же днепропетровская группа в присущей ей манере пыталась завладеть сетью «УТН-Восток» из 118 комплексов. Но этот актив сумела увести российско-британская «ТНК-ВР» (ранее 50 АЗС). В середине 2010-го АЗС фирмы «Калина» (63 станции) вошли в сферу управления WOG (381), второй национальной сети, хотя будущее этого объединения еще окончательно не известно. Приросли несколькими новыми объектами Shell (161), «ОККО» (306), «Лукойл» (283), хотя до былых темпов развития всем очень далеко. О темпах также напоминает еще одно порождение кризиса — долги по валютным кредитам. У каждого свои, но у всех — большие.

Усугубляет ситуацию влияние кризиса и на потребителя, который ищет пути снижения топливных расходов. Невооруженным взглядом видно сокращение продаж самого популярного и дорогого бензина А-95 (на 16,7% по итогам 10 месяцев 2010 года), предпочтения водителей вынужденно смещаются к марке А-92 (+17,3%). С другой стороны, экономия придала ускорение другому направлению — развитию рынка сжиженного газа, который демонстрирует завидные темпы роста на фоне всеобщего падения потребления энергоресурсов. Альтернатива неплохая, тем более еще и экологически более благополучная.

сергей куюнОднако основным негативным моментом в топливном сегменте остаются крайне проблемная рыночная среда и непонятная (с классической точки зрения) позиция профильных государственных институтов. Так, уже второй год с дисконтом в 20-80% (!) на аукционах продается украинская нефть. Все происходит под пристальным контролем Аукционного комитета, в составе которого три замминистра и прочие деятели из Минтопэнерго и Минэкономики. Недополученная прибыль наполовину государственной «Укрнафты» за 10 месяцев 2010 года составила 2,2 млрд. грн., и это притом, что прибыль компании за 9 месяцев составила 2,5 млрд. грн.

Тот же Аукционный комитет контролирует торги по выпускаемому госкомпаниями сжиженному газу. Результат тот же — в последние месяцы газ стабильно реализуется вдвое дешевле рыночных цен. Объемы, конечно, поменьше нефтяных, но около 300 млн. грн. госкомпании в этом году недополучат.

Масштабы контрабанды превысили все нормы приличия. По официальным данным можно судить о том, что начиная с июля из Феодосии и Херсона на рынок поступило 100 тыс. тонн импортного бензина А-95. Все бы ничего, но только таможенная служба этих поставок в своих документах не зафиксировала. Чтобы был понятен масштаб, речь идет о нескольких танкерах.

Но хит этого сезона иной. С августа некое ДП «Ливела», получившее благословение одного из кременчугских ра-йонных судов, начало поставки нефти и нефтепродуктов без уплаты акциза и НДС. За четыре месяца ударной работы поставлено более 1 млн. тонн бензина и дизтоплива, 460 тыс. тонн нефти. Ущерб государству — около 3 млрд. грн. За все время — ни одного комментария по этому поводу от Минфина, Минэкономики или Минтопэнерго.

С 20 ноября «Ливела» не оформляет нефтепродукты, но на рынке все уверены, что эту схему мы еще увидим. Финал года также оказался достойным. Минтопэнерго инициирует отсрочку на два года улучшенных стандартов качества нефтепродуктов и введение беспрецедентных пошлин на импорт топлива (в большинстве своем того самого улучшенного качества). Если инициативам профильного ведомства суждено сбыться, а нефтяные цены достигнут $90 за баррель, хороший А-95 будем покупать по 10 грн. за литр. Кому дорого, может брать украинский, он будет дешевле. По 9,50 грн. за литр.

За последние годы топливный рынок пережил самые невероятные периоды и события: компоненты бензинов, контрабанду, льготные поставки, госрегулирование и т. д. Думаю, он справится и с новыми испытаниями. Как сказал мне один из «энергетических» чиновников, «куда эти люди денутся, все равно ездить будут».

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/138455.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua