Электорат платит

14 апр, 14:15

Окончание выборов вылилось для него в повышение цен на газ, электричество и железнодорожные перевозки

На днях НКРЭ объявила о том, что население будет больше платить за электричество и газ. Правда, это решение пока не коснулось промышленных предприятий. А теперь и Минтранс подтвердил давние слухи — стоимость билетов на пассажирские перевозки вырастет на 100%.

Безусловно, в Украине все привыкли к тому, что пенсии и зарплаты повышаются до выборов, а цены — сразу после их окончания. Но на этот раз власти слишком поспешно занялись спасением государственных монополий от населения, которое, по традиции, платило за услуги меньше промышленников.

Так, Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) Украины с целью улучшения финансового состояния Национальной акционерной компании (НАК) «Нафтогаз Украины» решила повысить цены на природный газ для всех категорий потребителей, кроме промышленности, на 25%. Новые цены начнут действовать уже с 1 мая этого года. В частности, теперь газ будет стоить до 22 коп/куб. м при наличии счетчика газа и 24 коп/куб. м при отсутствии счетчика против 17 и 19 копеек соответственно.

Отметим, что сам «Нефтегаз» хотел увеличить стоимость газа на 50%. Но дело в том, что это уже не первое повышение цен. Последний раз цена чуть не поменялась в прошлом году, однако Кабмин выступил против, явно желая умаслить избирателей накануне выборов.

Но это не последний сюрприз. Та же НКРЭ повысила тариф за потребляемую населением электроэнергию, и тоже на четверть. Свое слово еще не сказало правительство, но, скорее всего, оно согласится. И после этого цена электроэнергии для населения, проживающего в городах, увеличится с 15,6 коп/кВт-ч до 19,5 коп/кВт-ч, а для жителей сел с 14,4 до 18 коп/кВт-ч (с НДС).

Более того, НКРЭ заявило, что стоимость тока будет расти на 20-25% каждые шесть месяцев вплоть до 2008 года, пока цена не будут доведена до 33,6 коп. за коп/кВт-ч. Все это делается во имя спасения от убытков поставщиков тока, которые не могли менять тариф в 1999 году.

К сожалению, пока никто не предпринял реальных мер для того, чтобы снизить негативный эффект от повышения цен. В частности, прежде чем говорить о росте стоимости энергоносителей, важно было продумать систему адресных субсидий той части населения, для которой даже минимальное увеличение расходов может обернуться катастрофой. Но этого не было сделано. Кроме того, решениями НКРЭ не предусмотрена дифференцированная тарифная сетка — все будут платить одинаково. И, что самое интересное, общественности не был представлен расчет новых цен: чиновники руководствовались лишь приказом Президента, который потребовал довести уровень расчетов за энергоресурсы до оптимального.

И вот теперь подтвердились бродившие по стране слухи о том, что подорожают билеты на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Поговаривали, что стоимость поездки из Киева во Львов может достичь 500 гривен.

И.о. министра транспорта Виктор Бондарь утешил тем, что его министерство намерено повысить тарифы всего лишь на 100%, да и то до 2008 года. Он отметил, что, как и в других отраслях, стоимость услуг не менялась много лет, а именно с 1998 года. Бондарь также заявил, что «Укрзалізниця» терпит колоссальные убытки.

«Конечно, если бы в течение последних семи лет тарифы ежегодно увеличивались на 10%, то пассажиры этого повышения не почувствовали бы вообще. Но из политических соображений этого не делалось, и теперь повышать тарифы приходится гораздо более быстрыми темпами», — сказал Бондарь, признав, таким образом, что сдерживание цен в минувшие годы — вопрос политический. При этом Минтранс заявил, что тарифы за перевозки грузов по железной дороге в ближайшее время расти не будут.

Впрочем, не так давно, уже после выборов гендиректор «Укрзалізниці» Василий Гладких клялся, что повышения тарифов на железнодорожные пассажирские перевозки не будет. «Я однозначно заявляю, что повышения тарифов на пассажирские перевозки не будет. Украинская железная дорога — государственная и исправно выполняет социальную функцию. Нет еще у людей той достойной заработной платы, чтобы покупать дорогие билеты», — отметил Гладких. Теперь, очевидно, деньги нашлись, и все разбогатели.

Все описанные события свидетельствуют о двух тенденциях.

Первая — власти провоцируют рост индекса инфляции, с которым затем будет усиленно, но безуспешно бороться. Не исключено, что в ход пойдет опускание курса доллара, а также административное вмешательство властей в ценовую политику промышленников и мелких предпринимателей. Такое уже случалось на рынке нефти, мяса и сахара.

Вторая тенденция состоит в том, что государство ищет возможность повысить цены и в других сферах. И хотя об этом еще не было заявлено, можно предположить, что тарифы повысятся на авиаперевозки, общественный транспорт, жилищно-коммунальные услуги (не только газ и электричество). Если нарисовать более мрачную картину, то следует ожидать повышения ряда налогов.

Во всем этом просматривается желание властей увеличить нагрузку именно на население. Делается это отчасти из-за того, что промышленное лобби в правительстве и парламенте в состоянии отстоять свои права, а население, как более аморфное формирование, сделать этого не может. Точнее, такая возможность предоставляется раз в пять лет — на выборах. Следующие выборы состоятся в 2009 (президентские) и 2011 годах (парламентские). Не исключено, что именно по этой причине процесс доведения цен до «оптимального уровня» должен завершиться к 2008 году.

Надежда Филимонова

Инф. kv


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/13912.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua