Во что стоит инвестировать на арт-рынке в 2011 году

31 янв, 11:30

Крупнейшие аукционные дома огласили итоги ушедшего года, как никогда богатого на ценовые рекорды, и дали свои ценовые прогнозы на 2011 год.

Эксперты  крупнейших аукционных домов  - Christie’s и Sotheby's  и молодого, но очень успешного MacDougall's оценивают прошедший год как очень успешный.

Наиболее удачным прошлый год оказался для лидера рынка – аукционного дома Christie’s. Мало того, что Christie’s заработал на  50 миллионов долларов больше, чем его ближайший конкурент Sotheby's и стал лидером рынка.

Выручка Christie’s в прошлом  году стала самым высоким результатом в 245-летней истории аукционного дома. Более того -  это рекордная сумма для всего  аукционного бизнеса.

Тенденции 2011 года
Результаты, обнародованные аукционным домом, позволяют сделать вывод о главных тенденциях года 2011-го. Эксперты единодушны в том, что цены на произведения искусства будут расти.

В прошлом году самыми востребованными направлениями были такие: «Искусство старых мастеров», «Искусство импрессионизма и модернизма», «Послевоенное и современное искусство».

Необычайно востребованы абсолютные  шедевры -  такую тенденцию отметила в интервью для Delo.ua  владелица аукционного дома MacDougall's Катерина Мак-Дугалл.

«Шедеврам рецессия не страшна», - так метафорично отреагировал на  происходящее на рынке известный  арт-дилер Гай Беннет  в интервью Bloomberg .

Об этом говорят прежде всего многочисленные ценовые рекорды прошлого года.
Дважды был побит абсолютный мировой рекорд -  на торгах Christie's картину Пабло Пикассо"Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев" купил за $106,5 миллиона неизвестный покупатель, объявив сумму по телефону. Дороже этого произведения искусства в мире еще пока не покупали.

Так Пикассо вернул себе титул самого дорогого художника, "похищенный" у него Альберто Джакометти на аукционе в феврале. Тогда сенсационный рекорд поставила скульптура знаменитого итальянца "Шагающий человек I", проданная за 104,3 миллиона долларов.
Такая активность коллекционеров говорит о стабилизации рынка после кризиса.
Кстати, предыдущий ценовой рекорд - 104,2 миллиона долларов за пикассовского "Мальчика с трубкой"– держался 6 лет.

Альберто Джакометти «Шагающий человек I» - $104,3 млн.

Только на торгах, прошедших в ноябре, было побито 26 ценовых рекордов на работы художников. Судя по всему шедевров на всех не хватило, шутят арт-диллеры.

Ценовые прогнозы
Что до цен то здесь  Катерина Мак-Дугалл дает такой прогноз:
«Впервые за 20 лет мы видим небывалый рост цен на работы старых мастеров, на европейское искусство XV-XVII веков. Вместе с тем мы наблюдаем общую тенденцию- необычайно востребованы абсолютные  шедевры. Думаю, все будет дорожать. Но на сколько - нужно говорить по каждому художнику в отдельности».

"Десяток очень богатых покупателей могут коренным образом изменить ситуацию", - высказывает свою точку зрения  Марк Портер, глава Christie's в Южной и Северной Америке. Потому делать какие либо ценовые прогнозы сейчас практически невозможно.

А основано его мнение на наблюдениях за тем, что творилось на рынке в прошлом году. Например, с Моне случился такой парадокс: его «Пруд с белыми кувшинками" никто покупать не захотел. Хотя его оценочная цена была 47,7 миллиона долларов. А вот «Обнаженную, сидящую на диване» купили за 68 миллионов долларов. Причем, эта сумма стала рекордом цены на работы этого художника.

Моне "Пруд с белыми кувшинками"
Сильно переплатили покупатели скульптуры Альберто Джакометти "Шагающий человек". За нее заплатили более чем 104 миллиона долларов, при том, что «красная цена» этой работы в 3 раза меньше.

Работу "Ох... Ну хорошо" Роя Лихтенштейна купили за 42,6 миллиона долларов. Это оказалось рекордом цены на этого художника. Хотя до этого дороже чем за 16,5 миллиона долларов Лихтенштейна на аукционах не продавали.  И таких примеров масса.

"Ох... Ну хорошо" Роя Лихтенштейна купили за 42,6 миллиона долларов

Клиенты из Азии покупают на эмоциях
Арт-дилеры и галеристы объясняют такие парадоксы новым трендом  - стихийных эмоциональных покупок.

А это стало следствием того, что на рынок пришла волна новых коллекционеров из стран Азии и БРИК . Так,  11% от всех покупок на торгах Christie’s сделано новыми клиентами. Например, количество клиентов  из Гонконга и Китая увеличилось на 7%.
А рост покупок, сделанных новичками по сравнению с прошлым годом составил около 20%. Покупатели из стран Азии и БРИК существенным образом влияют на объемы продаж и ценовые уровни, констатируют  представители аукционного дома..

У новых коллекционеров нет профессиональных коллекций, которые бережно собирало не одно поколение. У них  есть деньги, но нет желания тщательно подбирать работы для своих пока что несуществующих коллекций. Отсюда и необъяснимые логикой рынка взлеты цен. Или, напротив,  обидные провалы топ-лотов.

Еще один яркий тренд 2010 года, который будет только укрепляться в 2011  -  рост он-лайн покупок. Так на  торгах Christie’s в 2010 году более четверти всех покупок -  28% - осуществлялись по интернету.

«Среди главных результатов прошедшего года хочется особо отметить темпы роста, уверенные показатели частных продаж, а также увеличение числа интернет-продаж Все это свидетельствует о том, что на рынке сегодня растет спрос на искусство вне зависимости от того, каким путем осуществляется покупка», –  заключает  Стивен П. Мерфи, главный исполнительный директор Christie’s.

Автор: Елена Гладских

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/139338.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua