Гладких поставил ультиматум Экспресс-банку

18 апр, 14:56

Руководитель «Укрзализныци» Василий Гладких признал, что отказ его предприятия от обслуживания в Экспресс-банке грозит последнему банкротством. Выходом из сложившейся ситуации он называет возврат контрольного пакета этого финучреждения «Укрзализныце»...

«Укрзализныця» и ее глава в последнее время оказались в центре внимания. Резонансный отказ монополиста от обслуживания в Экспресс-банке, отсутствие единого видения на тарифную политику компании и регулирование ее деятельности повлекли за собой слухи о возможном увольнении Василия Гладких.

– Не боитесь, что после отказа «Укрзализныци» от услуг Экспресс-банка он обанкротится, упадет стоимость его акций, принадлежащих «Укрзализныце» (около 18%)?
– Мы теряем больше с этим банком. Тот же Юрий Джус (председатель правления Экспресс-банка. — «ДЕЛО») уже заявил, что готов бесплатно отдать 51% акций. За это я и борюсь. Это был железнодорожный банк и не надо было его трогать. А то, что его сделали частным… Если частный, то железная дорога будет открыто вести переговоры со всеми банками. Кто предложит лучшие условия, там и будут активы железной дороги. Они сами (Экспресс-банк. — «ДЕЛО») подтвердили, что обанкротятся, если железная дорога уйдет. Это звонок нашим людям, которые держат там деньги — оттуда нужно уйти. Это нестабильный, маленький банк, в котором опасно нахождение частных денег.

– Работали бы вы с Экспресс-банком, если бы он изменил условия?
– До того как принять решение, я вел переговоры с этим банком. Предлагал понизить ставки с 16% до 14% — они не шли ни на какие уступки. Когда банк был наш, мы им управляли, а когда он стал не наш и не поддается управлению, мы будем искать там, где лучше.

– А идея собственного банка «Укрзализныци» вам лично нравится?
– Да, так и должно быть. Тогда это наш банк, мы его развиваем. А так… у них же все филиалы находятся в зданиях железной дороги. И если банк рассыпается от того, что уходит железная дорога, — это не банк, это казначейство или операторская контора. Они сами себя загнали в зависимость, банк не может страдать из-за одного клиента. Люди даже не знают, что этот банк уже не наш.

– Контрольный пакет продан ИндустриалБанку?
– Банку из Запорожья, названия не помню.

– С чем вы связываете слухи о своем увольнении?
– Это провокация сил, которые хотят разрушить монолит железной дороги.

– Это связано с коммерческими интересами?
– Да. Банк затронули и пошли слухи. После того, как Гладких объявил, что выходит из банка. Я благодарен президенту Ющенко, который на днях сказал, что не имеет ко мне претензий, и я справляюсь со своей работой.

– Финансовый план «Укрзализныци» должен быть доработан для окончательного утверждения правительством. В чем причина задержки его утверждения? Несогласие определенных министерств по поводу заложенного в нем уровня тарифов?
– Расхождений по поводу уровня тарифов, заложенного в финплане, нет. Со стороны Министерства финансов есть несогласие в другом вопросе. Дело в том, что мы в финплане закладываем переоценку основных фондов. Железная дорога стоит сегодня всего около $700 млн., ее балансовая стоимость занижена в три раза по сравнению с рыночной. От переоценки основных фондов увеличивается балансовая стоимость активов, и у железной дороги денег остается больше.

Мне непонятна позиция Минфина — ведь мы, согласно финплану, в 2006 году увеличиваем отчисления в бюджеты всех уровней на 500 млн. грн. Министр финансов должен думать именно об этом. А он хочет просто забрать деньги у железной дороги.

В Украине есть закон о железнодорожном транспорте, где четко написано, что закупка подвижного состава ведется за счет госбюджета. Но этот закон у нас не работает 15 лет. Поэтому у нас износ подвижного состава 80%. И как раз за счет переоценки стоимости активов у нас появляется возможность найти средства на его закупку.

– Финансировать развитие из расходов, а не из прибыли?
– Да.

– Когда все же будет утвержден финплан?
– Правительство настаивает, чтобы мы меняли цифры. Мы их менять не будем. Мы настаиваем не на бюджете проедания, а на том, чтобы шли инвестиции.

Напомню, за 15 лет закуплено 100 пассажирских и 362 грузовых вагона. В прошлом году «Укрзализныця» не приобрела ни одного вагона. А в этом году мы планируем купить 160 пассажирских вагонов на Крюковском вагоностроительном заводе и 5000 грузовых.

Мы финплан подали в декабре из расчета развития отечественного производителя (железнодорожного машиностроения). Если не подпишут финансовый план, мы не сможем сделать то, что запланировали. Но нас к этому принуждают, чтобы мы меньше инвестировали. Правительство делает так, чтобы мы выплачивали работникам «Укрзализныци» заработную плату, и все.

– Но доходы от операционной деятельности, заложенные в финплане на этот год, уже окончательные?
– Да, доходы ожидаются в размере 22,4 млрд. грн., они не зависят от пересмотра балансовой стоимости активов. Правда, конечно, зависят от того, сможем ли мы обеспечить подвижной состав для перевозок. А это зависит и от возможности финансирования развития компании.

– Компания разработала новую тарифную программу. Финансовый план рассчитывается на основании нового уровня тарифов?
– В финплане предусмотрена корректировка грузовых тарифов на инфляцию. То есть в размере 1-2% в месяц.

– А тарифы на пассажирские перевозки? На днях глава Минтранссвязи заявил о необходимости повышения их на 50% в год. Оно отражено в плане?
– Это мы сейчас дополнительно вносим в финансовый план, немного корректируя его в лучшую сторону — это финансы для железной дороги. В худшую мы не поменяем план.

– Ваше отношение к созданию Национальной комиссии регулирования транспорта, инициируемое Антимонопольным комитетом. Это лоббируют потребители ваших услуг, чтобы противодействовать повышению тарифов?
– 100% это лобби. Антимонопольный комитет скоро станет вторым Кабмином. Он должен заниматься своими вопросами, а не перетягивать на себя хозяйственную деятельность. Зачем Антимонопольный начал контролировать тендеры госкомпаний?

По поводу транспортной комиссии. Наверное, к антимонопольщикам обращались компании. Если металлурги обращаются, у них есть капитал, они могут давать взятки. Государственная железная дорога этим заниматься не может.

Юлия Слинько, Леся Цыбко

Инф. e-finance.com.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/14108.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua