«Укрзалiзниця» хочет изменений

19 апр, 11:38

Но цены на билеты будет повышать постепенно

Сегодня Кабмин должен рассмотреть финансовый план «Укрзалiзницi», в котором, в частности, предусмотрено повышение цен на билеты. А вскоре, точнее в конце мая, на железной дороге, как всегда, ожидается настоящий ажиотаж. И хотя на этот раз ее руководство прогнозирует более благоприятные для пассажиров условия («Мы будем пытаться... поднять максимум пассажирских вагонов», — пообещал на днях генеральный директор «Укрзалiзницi» Василий Гладких), но, кажется, не очень верит в то, что сможет обеспечить украинцам, готовящимся к путешествиям, максимальные удобства. Ведь для этого не подходят старые вагоны. Железной дороге необходимо кардинально обновить составы, путевое хозяйство, средства связи, службы сервиса. Но средств на это не хватает — пассажироперевозки в Украине всегда были убыточными. В 2005 году убытки составили 2,4 миллиарда гривен. В этом году они могут достичь трех миллиардов гривен. И это не удивительно: выросли цены на продукцию, обеспечивающую работу железнодорожного транспорта. По сравнению с 2000 годом рельсы подорожали в два раза, дизельное топливо — в 2,2 раза, электроэнергия — в 1,8 раза. При этом, по расчетам генерального директора «Укрзалiзницi» Василия Гладких, чтобы обеспечить хотя бы нулевую рентабельность пассажирских перевозок, необходимо повысить цены на внутригосударственные перевозки в 2,9 раза. Следовательно, билет на электричку нормального комфорта от Киева до Хмельницкого и назад будет стоить студенту по меньшей мере 60 гривен.

Но «Укрзалiзницi», которая неофициально называет себя социальным ведомством, считает себя также ответственной за благосостояние соотечественников. Поэтому она уверяет, что о таком повышении тарифов, пока речь не идет. Тарифы будут увеличиваться в течение двух лет поэтапно. С 1 июня этого года стоимость билетов увеличат на 50%. Так по основным направлениям, например, по маршруту Киев- Днепропетровск, стоимость билета в купейном вагоне обычного поезда будет составлять 43 гривни (на данный момент он стоит 29 грн.), а в направлении Киев-Львов цена билета повысится с 33 до 49 грн., Киев-Одесса — с 35 до 52 грн., Киев-Симферополь — с 49 до 74 грн. А стоимость билетов в плацкартных вагонах повысится в среднем на 9 гривен (с НДС). Стоимость грузовых перевозок в этом году будут повышаться только в соответствии с инфляцией.

Но если сегодня не будет утвержден финансовый план «Укрзалiзницi» на 2006 год и решение о повышении тарифов, то Гладких не сможет позволить себе реализацию ряда наполеоновских планов. Под сомнение будет поставлено строительство объездной ветки «Одесса-Рени-Измаил», которую планируют построить к очередному Дню независимости. Введение в эксплуатацию этого маршрута позволит увеличить транзит грузов на 7–10%. По словам Гладких, уже несколько стран проявили заинтересованность принять участие в реализации проекта. Среди них и Российская Федерация, куда на днях отправится с визитом главный железнодорожник Украины. (Там он, в частности, планирует ознакомиться с опытом россиян по строительству рельсовых автобусов и сравнить их качество и цену с польскими. Также будет обсуждаться процедура пропуска через территорию Украины пассажирских поездов Москва — Тирасполь. Этот проект для украинской железной дороги будет очень выгодным, особенно при том, что в Украине сейчас по пассажирским перевозкам — минусовое сальдо относительно России).

Кроме того, утверждение финплана на этот год позволит «Укрзализныце» продолжить сотрудничество с холдинговой компанией «Лугансктепловоз». Зависимость сотрудничества от финплана — прямая. Сейчас «Укрзалiзницi» работает по финплану 2005 года. А в нем было заложено только 140 миллионов долларов на обновление подвижного состава. На этот год требуется 720—750 миллионов долларов. «Если в ближайшее время финплан не будет утвержден, это будет крах всех планов «Укрзалiзницi» относительно обновления подвижного состава», — пожаловался Гладких журналистам. И если с 1600 подвижных единиц (70% от общего количества), которые требуют, как планирует администрация, обновления, не будет заменена хотя бы сотня, то о каком-либо дальнейшем развитии, считает Гладких, говорить тяжело.

Проблемы по финпланам «Укрзалiзницi» нервируют и руководство «Лугансктепловоза». Предприятие было вынуждено приостановить производство, а рабочим платят за вынужденный простой. Кроме того, выполнение этого проекта обеспечит рост акций этого предприятия, который позволит Фонду госимущества приватизировать его значительно выгоднее. Поэтому руководство государства должно содействовать утверждению финплана «Укрзалiзницi», ведь это прямо задевает интересы госбюджета.

Введение новых тарифов на пассажироперевозки теперь не главная реформа в «Укрзализныце». Гладких готовится акционировать государственного монополиста: «Мы будем делать акционирование со 100-процентными акциями государства, но это нужно делать целостным имущественным комплексом». Кроме этого, «Укрзализныця» поставила себе за цель бесплатно получить 37% акций «Экспресс-Банка» (на сегодня в ее собственности только немного более 18%), где теперь находятся все счета ведомства. Услуги этого учреждения, которое якобы с недавних пор приобрело запорожскую «прописку», перестали удовлетворять железнодорожников. «Держать людей в нестабильном банке не нужно... Я все ровно доведу их (руководство «Экспресс- Банка». — Ред.) до того состояния, что они сами мне его подарят... Если они желают работать, то 37% они нам должны предоставить бесплатно...», — ультимативно требует железнодорожный генерал. И, похоже, своего добьется.

Ольга Василевская

Инф. day


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/14185.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua