04 окт, 13:30
Программа субсидирования экспорта зерна, принятая Казахстаном, может пошатнуть позиции российского зерна на мировом рынке.
Экспорт российского зерна идет на рекорд — свыше 9 млн т всего за три месяца. Чтобы поддержать экспортный поток, правительство РФ готово снизить тариф на перевозку зерна по железной дороге к морским портам. Однако дальнейший порыв российских трейдеров могут сдержать конкуренты из Казахстана. Об этом сообщает портал Yarmarka.net.Для расширения своего экспорта казахи намерены субсидировать перевозку зерна по территории РФ до портов. Кроме того, они взяли в аренду у российских компаний 5 тыс. зерновозов, хотя эти вагоны очень востребованы и местными игроками.
В минувшую пятницу первый вице-премьер правительства России Виктор Зубков доложил премьер-министру Владимиру Путину, что страна получит в этом году порядка 90 млн т зерна, что позволит обеспечить внутренние потребности и экспортировать достаточно большой объем. С 1 июля по 30 сентября Россия уже поставила за рубеж 9,1 млн т зерна. «Сегодня экспорт идет очень успешно в 66 стран. Наше зерно на рынках выигрывает сейчас практически все тендеры. Цены на мировых рынках очень хорошие — от 8,2 до 8,5 тыс. руб. за одну тонну», — заявил Виктор Зубков.
При этом правительство готово поддерживать крестьян из Сибири и Курганской области, где ожидаются высокие сборы зерна. Сейчас действует исключительный льготный железнодорожный тариф на перевозку зерна из Сибири в регионы Центрального федерального округа по коэффициенту 0,5 начиная с 1,1 тыс. км. Виктор Зубков предложил распространить этот тариф и на экспорт зерна из сибирских регионов в направлении портов в Краснодарском крае, на Дальнем Востоке и на западе России. Владимир Путин поддержал это предложение: «Доработайте, пожалуйста, проекты документов, и я их подпишу».
Однако дальнейшей экспансии российского зерна могут помешать соседи из Казахстана, где ожидается рекордный сбор зерновых. Так, на прошлой неделе Египет уже закупил кроме 120 тыс. т российского зерна 120 тыс. т казахского. Для того чтобы зерно было конкурентным на средиземноморских рынках, правительство Казахстана субсидирует железнодорожные перевозки через территорию России. А для перевозки большего объема соседи удвоят парк зерновозов, говорит исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов-младший. «В итоге российские операторы зернового рынка получают серьезное обострение конкуренции с Казахстаном», — отмечает он.
О том, что Казахстан договорился с российскими транспортными компаниями об аренде зерновозов, заявил министр транспорта и коммуникаций страны Берик Камалиев. По его словам, транспортная компания «Казакстан темир жолы» заключила договор на аренду 5,5 тыс. российских зерновозов. «Это «Русагротранс» — 4 тыс. вагонов, «Технотранс» — 1 тыс. вагонов и «Балтийский зерновой дом» — 500 вагонов. В сентябре мы уже получили 400 вагонов, оставшиеся будут получены в октябре», — уточнил г-н Камалиев на заседании правительства Казахстана. Таким образом, потребность в подвижном составе в целом для перевозки зерна будет обеспечена, добавил министр.
Участники российского рынка возмущены подобным поведением российских транспортников. «Речь идет о передаче зерновозов, которых, как показывают последние годы, критически не хватает для обслуживания собственных потребностей российского рынка, особенно в условиях рекордных экспортных поставок», — жалуется г-н Сизов.
Тем не менее вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут считает, что с 1 июля по 31 декабря текущего года из России будет вывезено 17,5—18 млн т зерна. По оценке правительства, в текущем сельскохозяйственном сезоне экспорт может достичь 23 млн т.
Инф. delo.ua
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/143321.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua