Украинцы «скормили» платежным терминалам $1 млрд

18 ноя, 11:00

В 2010 году оборот украинских сетей платежных терминалов составил около $1 млрд. Ассортимент их услуг постоянно растет - оплачивать через них можно даже услуги банков и страховых компаний.

Платежные терминалы с непривычным тогда сенсорным интерфейсом появились в Украине несколько лет назад, пишет ЛIГАБiзнесIнформ. Вначале с их помощью можно было оплатить только мобильную связь и коммуналку.

Игроки и услуги

Самые крупные игроки, работающие на рынке сегодня, это сеть i-Box, объединившаяся с ОСМП (ТМ Qiwi), а также сети EasySoft, "Платежка", City-Pay, 24nonStop.
Перечень услуг для оплаты довольно широк: появилась возможность заплатить за услуги банка, страховой компании, пополнить гривневый кошелек WebMoney, внести платеж ломбарду, оплатить заказ продукции Avon или Faberlic, внести абонентскую плату за услуги доступа к Интернету или за кабельное ТВ и т.д.

Сеть "Платежка", к примеру, тестирует оплату ж/д билетов: схема подразумевает предоплату за билет в терминале, а сам билет выдается в ж/д кассе по полученному коду. Компания также собирается вводить оплату междугородних автобусных билетов.

Интерфейс терминалов сетей довольно схож, что однажды сыграло с ними злую шутку. Когда в январе 2010 в терминалах сети i-Box произошел сбой, из-за значительной внешней схожести пользователи в тот момент стали меньше платить и через другие терминалы. Все игроки рынка тогда жаловались на падение оборотов.

С февраля прошлого года обработка платежных операций в i-Box была отдана ОСМП, и теперь в обеих сетях фирменные интерфейсы QIWI (см. Рисунок 1). При этом новых сбоев в сети больше не регистрировали.

Обороты сетей

Лидер рынка, компания i-Box владеет сетью в 5700 терминалов, как сообщили в QIWI Украина. При среднем месячном обороте с одного терминала около 25 тыс.грн., месячный оборот сети равняется примерно 142,5 млн.грн.
Общий оборот всех сетей оценивался год назад на уровне $1 млрд. Сейчас, по словам главы сети "Платежка" (объединяет более 1000 терминалов) Владислава Слабковича, можно говорить об обороте на уровне около $1,5 млрд., исходя из месячного оборота всех сетей на уровне 1 млрд.грн.

Как рассказал глава компании EasySoft Алексей Свирид, количество терминалов самообслуживания сети превышает 2800, а ежемесячный оборот - более 130 млн.грн. При этом средний платеж в сетях составляет 20-30 грн., в зависимости от региона, где терминал установлен.

Чаще всего в платежных терминалах используются купюры небольшого номинала - 1, 2, 5, 10, 20 грн. В 60-70% случаев с помощью терминалов платят за мобильную связь. В то же время Алексей Свирид отмечает, что доля мобильных платежей уменьшается - по сравнению с сентябрем прошлого года, когда мобильные платежи составляли порядка 69% по обороту, сейчас они составляют около 40%.
Эту тенденцию подтверждают и другие операторы терминальных сетей. Например, в сети "Платежка" 2-3 года назад доля мобильных платежей составляла порядка 85%, сейчас - 50-60%. При этом, по словам Слабковича, в общем обороте около 35% - доля платежей за услуги "Киевстара".

С 1 ноября этого года самый крупный мобильный оператор перешел с товарной на финансовую схему: если ранее коды пополнения продавались как товар по накладным, теперь пополнение счета - это прием платежей в пользу компании. Для рынка это означает, что терминалы должны быть под юрисдикцией финкомпаний или банков. "Если обратите внимание на чек пополнения, в реквизитах вы уже не увидите СПД или что-то подобное, там указываются финучреждения и банки", - говорит Слабкович.

Размеры комиссии

Интересующий многих пользователей вопрос, как формируется комиссия, простого ответа не имеет. Компании, услуги которых можно оплачивать через терминалы, говорят, что на комиссионную политику повлиять не могут. "Киевстар" не может регулировать деятельность третьих юридических лиц и устанавливать тарифы на их услуги. Мы в данном случае можем только рекомендовать цену за проведение таких транзакций, а не контролировать деятельность этих предприятий", - отметил начальник департамента по работе с малым и средним бизнесом "Киевстар" Евгений Кражан.

С коммерческой точки зрения комиссия зависит от среднего платежа, объясняет Алексей Свирид. "Чем меньше средний платеж, тем мельче купюры вносят пользователи, тем чаще нужно инкассировать терминал, так как большинство купюроприемников могут принять до 700 купюр, а инкассация составляет значительную часть расходов. Таким образом, для мобильной связи комиссия самая высокая, для погашения кредитов - самая низкая", - говорит он.

По словам представителя рынка, в ближайшее время EasySoft повышать комиссию не планирует. Большинство терминалов на сегодняшний день работают на условиях 5% минимального платежа 2 грн. по пополнению мобильного телефона. Хотя при оплате Интернет, ТВ- и life:) большинство терминалов взимают комиссию 3% при минимальном платеже 1 грн., так как эти получатели компенсируют доходность за свой счет, выплачивая комиссию за прием платежей.

Портрет пользователя

Согласно исследованию TNS Ukraine, женщины используют платежные терминалы чуть чаще мужчин (53,47% и 46,53%).
При этом активнее всего ими пользуется молодежь (возрастная группа 20-29 лет – 29,04%) и люди в возрасте от 40 до 54 лет (25,92%). Реже всего - подростки (12-15, 4,57%) и пожилые люди в возрасте 55-65 лет (9,26%).
Большинство пользователей – люди с доходом среднего и выше среднего уровня. Около 33% опрошенных обозначили свой доход от 1500 до 2499 грн., а 23% - 2500-3999 грн.
При этом только 5,6% людей с доходом более 6000 грн. используют терминалы.

По материалам: Лига

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/144079.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua