05 июн, 15:30
Казахстан делает ставку на экспорт зерна в Иран и строит инфраструктуру для обеспечения экспорта в этом направлении. В результате конкуренция в Причерноморском регионе, представленном Россией, Украиной и Казахстаном, может уменьшиться на треть.
Один из трех ведущих поставщиков зерна из Причерноморского бассейна может значительно сократить активность в этом направлении. Казахстан опередил рынок Ирана как стратегический для экспорта зерна, что не предполагает поставок через Черное море. Это означает, что уровень конкуренции в Причерноморье может существенно уменьшиться, оставшись на откуп России и Украине.
На протяжении последних нескольких лет Казахстан инвестировал значительные средства в создание объектов инфраструктуры, которые позволят экспортировать зерно в Иран, и через Иран — в страны Персидского залива. Основные вложения были направлены в строительство железной дороги, которая проходит через территорию Казахстана, Туркменистана и Ирана и позволяет поставлять казахское зерно вглубь страны и транспортировать его к морским портам Ирана. Кроме того, государственная зерновая компания Казахстана "Продкорпорация" получила в аренду участок земли в Иране для строительства зернового элеватора в дополнение к тем, которыми страна уже владеет в иранских портах.
С введением в эксплуатацию новой железной дороги возможности поставки казахского зерна в Иран вырастут значительно — объем экспорта может составить 5 млн тонн. Кроме того, рынок Ирана выгоден и с точки зрения платежеспособности тамошних покупателей. Этот путь наиболее оптимален и сопряжен с минимальными затратами на логистику. Напомним, что в текущем году, при транзите зерна через территорию России, дополнительные затраты экспортеров составляли $40/тонна, которые трейдерам компенсировало государство, чтобы обеспечить конкурентоспособность зерна.
"Чтобы проехать по территории России, Казахстану надо тратить 40 долларов на тонне, и эти колоссальные средства вычитались из заработка производителей зерна. Правительство Казахстана было вынуждено доплачивать за перевозку зерна экспортерам, чтобы те подняли закупочные цены, — пояснил глава Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко. — Однако не так давно представители Казахстана заявили, что построили несколько сотен километров железной дороги по территории страны и соседних государств, и бассейн Черного моря для них больше не в приоритете, поставлять зерно они теперь будут в Иран. Минсельхоз это подтвердил, и это очень серьезное заявление".
В свою очередь казахские бизнесмены говорят, что не все так однозначно. Болат Байшагиров, директор ООО "Система", отметил, что объемы экспорта казахского зерна в Иран сильно разнятся год от года: "В самом лучшем случае Иран может купить у нас 1,5- 2 млн тонн, и то если у них неурожайный год". По его словам, традиционно страна отгружает около 2,5 млн тонн в южном направлении, около 1,5 млн тонн идет в Грузию, Азербайджан, и еще около 2,5 млн тонн экспортируется в виде продуктов переработки.
Кроме того, проект предполагает строительство железной дороги по нескольким странам, и в настоящее время полностью свой объем работы выполнил лишь Казахстан. "Я бы не сказал, что у нас радикально поменялся курс, хотя и есть такая оценка отдельных людей. Все очень зависит от конъюнктуры — и если будет выгодно грузить в направлении Причерноморья, то мы можем работать в этом направлении. Конечно, Украина и Россия всегда были основными поставщиками. Например, в этом году, когда Россия буквально завалила своим зерном, нам было не пробиться. Но по мере исчерпания запасов наши объемы также востребованы", — отметил бизнесмен.
Инф. delo.ua
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/147216.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua