В НАТО нашлась работа для «Русланов»

28 апр, 11:54

В мае в небо Германии взлетят самолеты Ан-124-100 «Руслан». Так начнется выполнение контракта с Североатлантическим альянсом, согласно которому 3 года подряд 6 самолетов Украины и России будут перевозить различные грузы и миротворцев в интересах 15 стран НАТО.

«Руслан»-победитель
«Русланы» таки будут перевозить НАТОвские грузы. Украинско-российское совместное предприятие Ruslan SALIS GmbH, созданное украинской авиакомпанией «Авиалинии Антонова» (транспортной структурой АНТК им. Антонова) и российской группой компаний «Волга-Днепр», выиграло тендер НАТО на обеспечение грузовых перевозок в интересах Североатлантического альянса. Официальное оглашение итогов тендера, объявленного в ноябре 2004 года в рамках программы SALIS (Strategic Airlift Interim Solution — «Временное решение для стратегических воздушных перевозок»), состоялось в конце марта в Лейпциге.

Договор между СП Ruslan SALIS и НАТО был подписан еще в ноябре 2005 года, однако процедура его одобрения странами-членами НАТО завершилась только в конце первого квартала нынешнего года. Это и стало поводом для возникновения слухов о том, что НАТО якобы отказалось от услуг украинских грузовых самолетов. До последнего времени не утихали и и вокруг отношений АНТК и компании «Волга-Днепр». Время от времени рынок будоражили сообщения о том, что одна из сторон самостоятельно подписала с НАТО соглашение о перевозках.

Но теперь всем домыслам конец. Контракт подписан – и вскоре в небо над Европой поднимутся украинские самолеты.
Напомним, что конкурентами Ruslan SALIS в тендере выступили американская компания Boeing с транспортным самолетом C-17 «Геркулес» и несколько авиаброкерских компаний, предлагавших свои услуги по фрахтованию российского Ан-124 «Руслан». И хотя украинские специалисты опасались лоббирования со стороны США, НАТО остановило свой выбор на «Русланах». Не в последнюю очередь благодаря тому, что «Руслан», или Ан-124-100 — единственный в мире самолет, способный перевозить груз весом в 120 тонн и диаметром в 6,5 м.

Свою роль в определении победителя сыграла Германия. В свое время эта страна была одним из самых активных заказчиков услуг транспортного подразделения АНТК им. О. Антонова и успела оценить привлекательность наших сверхгабаритных самолетов.

Как и предполагалось, НАТО арендует 6 «Русланов». При этом две машины – один со стороны компании «Авиалинии Антонова», второй со стороны «Волги-Днепра» – будут базироваться в Лейпциге. Остальные четыре самолета будут предоставляться по требованию. Наши страны-соседи предоставят машины альянсу на паритетных условиях. Кроме самих самолетов, НАТО и отдельные его ы-страны Евросоюза намерены воспользоваться услугами их экипажей. Техническое обслуживание самолетов также будет доверено украинско-российскому СП.
Контракт с совместным предприятием заключен на три года – до 2009 года. Именно тогда европейцы ожидают появления нового военно-транспортного самолета Airbus A400M – аналога украинского самолета Ан-70. Правда, в соглашении оговорено, что эксплуатация самолетов может продлиться и до 2012 года. Дело в том, что A400M строится уже не один год и проект испытывает постоянные трудности – то с финансированием, то с участниками. Уже несколько европейских стран (проект считается исключительно европейским) вышли из него из-за его чрезвычайной дороговизны.

Контракт с НАТО сулит Украине и России большие выгоды. Во-первых, у сторон отпадет необходимость искать загрузку для самолетов – по три машины с украинской и российской стороны будут иметь постоянную работу. Во-вторых, контракт с НАТО оградит компании от любых недружественных происков со стороны компаний, имеющих претензии к государству – например, ареста самолетов за рубежом. Как известно, у обеих стран с этим проблемы: украинские «Русланы» в последние годы арестовывали в Канаде и Бельгии, а российские «МиГи» не так давно пытались арестовать на международном авиасалоне во Франции, но самолеты успели скрыться.
Не стоит забывать и о финансовой стороне вопроса. По оценкам экспертов, контракт с НАТО может принести украинско-российскому СП около 650 млн. евро.
Ан-124-100 в качестве транспортного средства, способного в предельно сжатые сроки перебросить в любую точку планеты необходимое количество грузов, был избран 15 странами: Германией, Великобританией, Венгрией, Данией, Испанией, Канадой, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Португалией, Словакией, Словенией, Францией и Чехией на тендерной основе. К участникам программы недавно присоединилась Швеция. Свою необходимость арендовать такой самолет страны объясняют стремлением наращивать свое участие в миротворческих и гуманитарных миссиях, а также в коммерческих проектах. К примеру, с 2002 года до настоящего времени в ходе выполнения стратегических перевозок в интересах Евросоюза и НАТО самолеты «Авиалиний Антонова» доставили около 80 тыс. т грузов.

Вторая молодость крылатого гиганта
Контракт с НАТО в очередной раз подтвердил большой спрос на украинский самолет «Руслан» на мировом авиатранспортном рынке, и его создатели в очередной раз задумались о возобновлении серийного производства сверхгабаритных самолетов. Уникальность украинского сверхтяжеловеса не только в характеристиках грузоподъемности. «Руслан» способен к длительной автономной эксплуатации вдали от баз обслуживания. Машина оснащена собственными бортовыми погрузочно-разгрузочными средствами, позволяющими экипажу самостоятельно выполнять погрузку и разгрузку, в том числе, прямо с автомобиля/на автомобиль через заднюю грузовую рампу.
Всего с 1986 года было выпущено 56 таких самолетов; сейчас в эксплуатации состоит 49. Околоины из них принадлежат коммерческим компаниям: десятью Ан-124 располагает российская авиакомпания "Волга-Днепр", украинская "Авиалинии Антонова" – семью. Еще шесть Ан-124 использует российская компания "Полет".
Но, как оказалось, этого количества самолетов мало – потребность мирового рынка авиаперевозок в самолетах подобного класса оценивается примерно в 100 машин. Поэтому создатель машины – АНТК им.Антонова, и ее главный эксплуатант – авиакомпания «Волга-Днепр» разработали совместный проект по возобновлению серийного производства «Русланов». Пока есть только желание построить до 2027 года 55 самолетов Ан-124-100М-150, а до 2030 г. – еще 30. Не хватает, как всегда, финансовых средств.
Впрочем, партнеры не теряют оптимизма. Генеральный конструктор АНТК им. Антонова Дмитрий Кива считает, что обновленный «Руслан» не будет иметь аналогов в мире. Новую версию Ан-124 планируется оснастить новейшей авионикой и модернизированными силовыми установками. Благодаря этому до 150 тонн увеличится грузоподъемность машины, а также дальность полета и уменьшится численность экипажа. Д. Кива также обратил внимание на то, что «Руслан» по эксплуатационным характеристикам превосходит подобную версию американского самолета С-17, однако производство украинской машины обходится намного дешевле. Как сообщил президент «Волга-Днепр» Алексей Исайкин, проект обойдется компаниям в 6 млрд. долларов США (стоимость постройки одного самолета достигает 100 млн долларов). Большую часть этих средств планируется привлечь в качестве инвестиций. Первый модернизированный Ан-124 намечено собрать на российском авиационном заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске уже в 2008 году. Заказчиками Ан-124, по мнению А.Исайкина, могут стать аэрокосмические и энергетические компании, правительства разных стран, международные организации. Среди наиболее перспективных покупателей новых Ан-124 Исайкин назвал министерство обороны России, ОАЭ и НАТО.
Генеральный директор Государственной авиастроительной корпорации «Национальное объединение «Антонов» Анатолий Мялица считает, что в свое время Украина недостаточно рекламировала собственные достижения в авиастроении. Пришло время забыть о скромности – и роль бесплатной рекламы может сыграть именно проект по обслуживанию транспортных потребностей НАТО. Благодаря этим перевозкам стороны смогут привлечь инвестиции для возобновления серийного производства украинского большегрузного самолета «Руслан».

Елена Сущенко

«Финансовые новости»

Инф. e-finance


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/14983.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua