Сергей Кудрявцев: «Забирая у ферросплавщиков оборотные средства, государство программирует убытки»

28 апр, 16:46

Развитие ферросплавной отрасли сдерживают межкорпоративные конфликты, неразумная налоговая политика и неумение государства распоряжаться госмонополиями. Об этом в интервью «Экономике» рассказал исполнительный директор Украинской ассоциации производителей ферросплавов «УкрФА» Сергей Кудрявцев.

-- Что представляет собой отрасль, интересы которой Вам приходится защищать
Ферросплавная отрасль – неотъемлемая часть сталеплавильной промышленности. В каждую тонну производимого металла добавляется до десяти килограммов ферросплавов, что резко улучшает структуру и свойства материала.

Потенциал Украины в этой сфере огромен. В недрах страны сосредоточена львиная доля мировых запасов минеральных руд. На этой сырьевой базе во времена СССР был возведен прекрасный производственный комплекс, выпускающий сегодня более 12% мирового объема ферросплавов.

Количественные показатели отрасли впечатляют -- украинские ферросплавные предприятия не только полностью обеспечивают потребности отечественных сталеваров, но также «закаляют» металл, производимый в России, Турции и многих других странах. По поводу качества тоже вопросов не возникает, так как продукция Запорожского завода ферросплавов применяется для изготовления бронированной стали.

Имеющаяся у Украины база позволяет стране занять ведущее место на мировом рынке марганцевых ферросплавов. Однако сейчас отрасль отягощена целым букетом проблем и не имеет сил для такого прорыва. Несмотря на природные конкурентные преимущества и внушительные объемы экспорта, ферросплавные заводы Украины генерируют убытки.

-- В чем причина «плохих отчетов» предприятий?
Корень проблем кроется в том, что чиновники предпочитают «выкачивать» средства из заводов до того, как они заплатят налоги. Государство сейчас получает деньги от ферросплавщиков в виде невозвращенного НДС и в виде прибылей госмонополий.

Так, Запорожскому и Стахановскому заводам госбюджет задолжал более 200 млн. грн. НДС. А это – неполученные оборотные средства предприятий и невложенные инвестиции в обновление производства. Примечательно, что ь бывших владельцев Никопольского завода ферросплавов к правительству позволяла им успешнее договариваться о возврате НДС. Поэтому налоговые отчисления этого предприятия выше, чем у СЗФ и ЗЗФ, но ровно настолько, насколько больше ему вернули НДС.

Еще одним больным местом отрасли является «Укрзализница». Мы сталкиваемся с тем, что каждый второй вагон, поступающий на ферросплавные заводы, неисправен. В итоге предприятия вынуждены чинить составы за свои деньги, но выставить счет о возмещении потраченных на это средств некому -- «Укрзализница» отгораживается, заявляя, что не просила ничего ремонтировать.

О том, насколько госмонополия завышает железнодорожные тарифы, можно лишь предполагать, так как неизвестно, куда уходят средства, уплаченные заводами за перевозку продукции. Более того, предприятия до недавнего времени платили двойную цену за услуги «Укрзализницы», так как им приходилось вдобавок к тарифу самостоятельно оплачивать еще и охрану своего груза, хотя эта функция входит в обязанности железной дороги.

Наконец, самой насущной проблемой для заводов сегодня является стремительное и необоснованное подорожание электроэнергии, которая за 2005 год поднялась в цене с 12 до 20 коп. за киловатт-час и занимает сейчас около 40% в себестоимости производства ферросплавов.

Только в первом квартале 2006 года энерготарифы повысились на 5,8%, что привело к росту ежемесячных затрат ЗЗФ на сумму более 2 млн. грн. Из-за этого завод вынужден был закрыть три печи и снизить выпуск продукции на 8,8% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Последствия подобного сокращение производства не обрадует никого -- даже поставщиков электроэнергии, которые из-за этого недополучат от ферросплавщиков в 2006 году 35 млн. грн. товарной выручки

Интересно, что в развитых странах, таких как Германия, Великобритания, Швеция, цена электроэнергии для промышленности в два-три раза ниже, чем для населения. Это стимулирует рост экономики. В Украине же по политическим причинам все наоборот: тарифы для предприятий в полтора раза выше, чем для населения. Кого мы при этом дотируем -- непонятно! Ведь нам не показывают, сколько дешевой электроэнергии действительно получают домохозяйства, а сколько уходит налево. Но можно однозначно сказать, что рядовые граждане Украины вовсе не выигрывают от неразумного соотношения тарифов, так как вынуждены переплачивать за промышленную продукцию, в себестоимость которой входит «дорогая» электроэнергия.

-- Решением каких вопросов занимается ассоциация «УкрФА»?
Недавно нам удалось добиться от Кабинета Министров принятия проекта постановления о создании нулевого класса потребителей электроэнергии, куда будут переведены энергоемкие ферросплавные предприятия. Предварительно этот проект пришлось «протащить» через Минпромполитики, НКРЭ, СНБО. Когда он будет утвержден, предприятия получат 10% скидку на покупку электроэнергии, что даст возможность сэкономить средства и направить их в развитие производства.

Также «УкрФА» сейчас работает над созданием независимого Третейского суда, который будет разрешать споры, возникающие между предприятиями Ассоциации и их контрагентами. Появление такой инстанции существенно снизит сроки урегулирования конфликтных ситуаций.

Еще одной важной функцией «УкрФА» является активное сотрудничество с Европейской ассоциацией ферросплавов, которое позволяет продвигать украинскую продукцию на «дорогие» рынки ЕС, не наталкиваясь на антидемпинговые расследования.

-- Легко ли удается лоббировать интересы отрасли?
Основная проблема, с которой приходится сталкиваться в каждом министерстве, -- это занятость и некомпетентность. Очень часто чиновники, с которыми приходится иметь дело, загружены какой-то бумажной работой и не хотят тратить свое время, чтобы разбираться еще и с проблемами ферросплавной отрасли.

Все же с каждым годом предприятиям все успешнее удается отстаивать свои интересы. В частности недавно общими усилиями металлурги добились отмены пресловутых приказов Минтранса Украины №540 и №588, в соответствии с которыми охрана грузов перекладывалась на плечи предприятий.

-- Как обстоят дела в сырьевым секторе?
Как известно, в результате нашумевшего межкорпоративного конфликта в 2004 году НЗФ полностью перешел на потребление импортной руды, из-за чего Орджоникидзевский и Марганецкий ГОКи потеряли болееины заказов. Подобный разрыв отношений экономически невыгоден всем трем предприятиям. Но, несмотря на это, стороны пошли на принцип и до сих пор не могут найти компромисс в отношении цен и объемов поставок сырья.

Переключить сбыт продукции на другие рынки марганцевым ГОКам сложно из-за проблем с транспортировкой. К тому же некоторые потребители не хотят иметь дело с отечественной рудой из-за содержащихся в ней примесей фосфора.

Трудности ГОКов в ближайшее время могут перерасти в социально-экономический кризис из-за повышения рентных платежей. Так, в госбюджете на 2006 год прописан норматив оплаты за использование природных недр для добычи марганцевой руды в размере 7,5 грн. за единицу погашенных запасов. Это в 3,75 раз больше норматива 2005 года и в 44 раза больше, чем в 2004 году.

В итоге годовые затраты МГОКа увеличатся с 4,9 млн. грн. в 2005 году до 19 млн. грн. В 2006-м, ОГОКа -- на 16 млн. 75 тыс. грн. Если нам не удастся убедить Кабмин снизить норматив платы за использование недр, состояние марганцевых комбинатов может ощутимо ухудшиться.

-- Что, по вашему, нужно сделать, чтобы «оздоровить» ферросплавную отрасль?
Необходимо создать режим благоприятствования. Ведь конкурентное преимущество Украины -- это не сельское хозяйство и не электронная промышленность, а, прежде всего, металлургический сектор. Если государство хочет реализовать потенциал своей «козырной» отрасли, для начала должно создать рабочую группу, которая определит список проблем, мешающих развитию, и продумает последовательность их решения. Пока что, к сожалению, все пущено на самотек.

Инф. economica


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/15042.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua