03 май, 09:00
Институт экономических исследований и политических консультаций, Центр Разумкова и Центр политико-правовых реформ написали для коалиции программу. Энергетическую
28 апреля оказалось, что коалиция уже сформирована, и что у нее уже есть документ, где четко расписаны приоритеты ее политики. Правда, речь идет не о политиках, а о коалиции негосударственных аналитических центров, решивших написать программу для будущего правительства, которое будет сформировано на основе парламентского большинства. В эту новосозданную экспертную коалицию вошли Институт экономических исследований и политических консультаций, Центр Разумкова, а также Центр политико-правовых реформ.
Идеал, к которому стремились эксперты, это так называемая кроссплатформенная программа действий правительства, которая подошла бы для любой конфигурации большинства в парламенте. Иными словами, это программа «здравого смысла».
В этом документе особого внимания заслуживает раздел, посвященный энергетической политике. Сейчас эти вопросы являются едва ли не наиболее важными для украинской экономики, и в зависимости от действий правительства в этой сфере, можно спрогнозировать, что ожидает страну в ближайшие годы.
Первое, что бросается в глаза в энергетическом разделе программы, - пристальное внимание аналитиков к проблеме реконструкции украинских НПЗ. Похоже, именно государственная политика в сфере перевооружения нефтепереработки ставится во главу угла на ближайшие несколько лет.
Государство с большой долей вероятности откажется от сегодняшней политики нулевой ставки на ввоз нефтепродуктов. По-видимому, чиновники всерьез озаботились тем, что два украинских НПЗ стоят, а остальные работают в полсилы. Безусловно, позитив в таком раскладе есть – едва ли не впервые в Украине вот уже год нет кризисов с горючим. Тем не менее, страна теряет миллиарды в виде недополученных доходов от деятельности нефтепереработчиков.
Также «нефтянке» обещают еще один «пряник». Речь идет о фискальных льготах для ввоза оборудования для НПЗ – освобождение таких операций от ввозных пошлин и уплаты НДС.
Взамен от нефтяников государство не намерено требовать особых гарантий того, что они все-таки будут перевооружаться. Ограничатся лишь разработкой и внедрением комплексного плана по реконструкции и модернизации украинских НПЗ – документом исключительно декларативным.
Таким образом, можно заключить, что негосударственные центры всерьез взялись за лоббирование интересов отечественной нефтепереработки. Если учесть, что к их мнению прислушиваются большинство конструктивно настроенных политических сил в новом парламенте, можно прогнозировать, что украинские НПЗ в скором времени ждет некое подобие ренессанса.
Второй, не менее интересный приоритет программы – энергетическая безопасность страны. Тут скорее интересно то, что в столь важном вопросе присутствует столь мало конкретики. Среди общих фраз о необходимости стимулирования энергосбережения, развития нетрадиционных источников энергии, разработке новых месторождений в Украине и ее за пределами, внимание привлекает два пункта.
Первый – подписание межгосударственных протоколов с Российской Федерацией на поставку природного газа и нефти на 2006 год и об объемах транзитных потоков этих энергоносителей в текущем году.
Второй пункт – детальное определение и закрепление соответствующими соглашениями механизма ценообразования на природный газ, который поставляется в Украину.
По сути, такая формулировка приоритетов государственной политики в сфере нефти и газа дает очень широкое поле трактовки. Перевод существующих договоров с межкорпоративного уровня на межгосударственный может означать как дальнейшее укрепление уже существующих схем работы, так и полное их переформатирование. Поэтому эту двусмысленность можно считать серьезным смысловым недостатком Программы.
Еще одним потенциально спорным моментом в Программе можно считать предложение о приватизации блокирующих пакетов акций двух крупнейших государственных компаний в энергетической сфере – НАК «Нефтегаз Украины» и «Энергоатом». Поскольку данный тезис содержится в разделе «Приватизация», то, весьма вероятно, что он ускользнет от внимания экспертов по энергетике, которые наверняка будут пристально изучать «свой» раздел и меньше внимания уделять остальным.
В то же время это предложение сродни сенсации, так как приватизация столь значимых активов в энергетике может кардинальным образом изменить жизнь всего сектора.
В целом стоит отметить, что данная программа – это только проект документа, и вряд ли он сейчас вызовет удовлетворение у всех партий, входящих в парламент. Очевидно, что под параметры Программы не подпадают даже социалисты, не говоря уже о коммунистах. Таким образом, набор политических вариантов, при которых программа будет реализована, весьма ограничен: речь идет о силах, которые искренне симпатизируют правоцентристской идеологии.
Инф. economica
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/15059.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua