06 фев, 23:25
Киев стоит на семи холмах – это считается фактом общеизвестным и бесспорным. Как то, что Волга впадает в Каспийское море. Некоторые из этих холмов гордо зовутся горами – Михайловская, Байковая, Батыева, Черепанова. То, что по науке все киевские возвышенности, которых наблюдается не семь, а штук пятнадцать, не горы, не холмы, а всего лишь промежутки между ярами, мало что меняет – вера в семихолмовую легенду с мистически-счастливым количеством гордых гор тверда в нас как монолит. Оно и понятно – приятнее возвышаться на семи холмах, чем ютиться на дне пятнадцати яров. Выходит по Пушкину: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Или по Козьме Пруткову: «Если на клетке со слоном видишь надпись «Буйвол» - не верь глазам своим». Мы глазам своим привыкли верить, как бы географы не обзывали рельеф Киева равнинным. Киевские горы – это наше все. А самые известные среди них окутаны туманом легенд, историй, преданий…
Св. Владимир vs св. Михаил
Владимирская горка популярна и посещаема, своего рода туристический символ Киева. То, что на самом деле так называется парк, а настоящее имя горы – Михайловская, не только туристам неведомо, до и для многих киевлян – новость. Причина в том, что имя свое гора получила от Михайловского Златоверхого монастыря, а о том, что такой монастырь в Киеве существовал девять из десяти горожан не вспомнили бы до недавнего времени. Даже сегодня, когда монастырь отстроен заново, его величают «монастырь над Владимирской горкой».
Возник монастырь в конце XIV века вокруг древнерусского Михайловского Златоверхого собора, а тот был построен еще раньше, в самом начале века XII, и назван так из-за невиданного ранее в Киеве золотого покрытия купола. Знаменит был собор мощами святой Варвары - единственной в тогдашнем Киеве реликвией европейского значения. Мощи, скорее всего, были не настоящими, но этот факт ничего не означал. Многовековое поклонение сотен тысяч паломников, несомненно, сделало мощи настоящей святыней – эстетически неразвитые средневековые прихожане уделяли им больше внимания, чем уникальным михайловским мозаикам. После разрушения храма в 1936 году мощи переехали во Владимирский собор, а мозаики – в Софиевский. Учитывая нравы и пафос времени, и тем, и другим, можно считать, повезло.
Горку стали именовать «Владимирской» только с 1853 года, когда на одной из террас построили двадцатиметровый памятник святому князю Владимиру. Как свидетельствует легенда, киевский митрополит Филарет отказался освящать богопротивного «идола». Уговорить упрямого владыку удалось, лишь пообещав реализовать его собственный проект - построить в честь Крестителя Руси отдельный храм. Так и появился в Киеве Владимирский собор.
Парка на Владимирской горе тогда не было и в помине, деревья здесь не росли, птицы не пели, памятник стоял на пустыре, где единственной его соседкой была водонапорная башня. Лишь в начале XX века трудами киевских садовников зазеленели склоны. Тогда же и стала гора с ее клумбами, газонами, беседками и дорожками, популярным релакс-атракционом.
Бесшабашная жизнь Лысой горы
Ведьмы нынешних стран ЕС в Вальпургиеву ночь тусовались на горе Брокен в Германии. Ведьмы отечественные издавна использовали Лысую гору под Киевом. Они и распиарили по миру этот одинокий холм между Саперной Слободкой и Столичным шоссе. С того времени всемирная слава и плохая репутация крепко закрепилась за местом шабашей и ведьминых веселий.
Лысых гор в Украине несколько десятков - все они отличаются голыми верхушками. Это значит, что в языческие времена там вырубали лес и устраивали идолопоклоннические капища. Эти вместилища зла и стали в христианскую эпоху считать обиталищем нечистой силы. С легкой руки забытого ныне писателя Ореста Сомова, автора бестселлера двухсотлетней давности «Киевские ведьмы», и вошла в фольклор наша родная Лысая гора. До XIX века она называлась иначе - Девичь-горой. Лысая гора попала даже в словарь Даля - как место произрастания волшебной «тирлич-травы», которая, якобы, обеспечивает ведьмам снисходительность со стороны властей.
Мрачная репутация осталась за горой и после того, как в 1870-х ее освятили и возвели на ней форт Киевской крепости. Неудивительно: в лысогорском форте исполнялись смертные приговоры, казненных, как правило, здесь же и хоронили. Как, например, убийцу Столипина анархиста Богрова в 1911 году. В то время, да и намного позже, шабашей на Лысой горе не наблюдалось. Разве что булгаковская Маргарита пролетом посетила это место непосредственно перед грандиозным балом у черта Воланда.
Сегодня анахроничных ведьм и оборотней на Лысой горе не встретишь. Вместо них тусуются уик-эндами эльфы, хоббиты, орки и другие толкиенисты. Тусуются ли они с толком – им виднее.
Кошмары на улице Похоронной
Слава горы Щекавица помрачнее будет, чем лысогорская. Правда, слава эта исключительно местного масштаба, да и литературными авторитетами не подкрепленная. Однако в мрачности и зловещести горы не усомнится никто из прошедших во время ночной грозы сквозь разоренный Щекавицкий некрополь. Гора является сплошным кладбищем – согласно «Повести временных лет» с летописных времен здесь находилась могила вещего Олега. Обитатели горы с таким определением вряд ли согласятся - жить посреди «града мертвых» у них вошло в привычку.
А начиналась Щекавица как плотно заселенная окраина древнего Киева. Впрочем, поселение разрушили злые монголо-татары. Впоследствии опустевшую гору использовали земледельцы: на ее плоской верхушке колосились хлеба, а на южных склонах рос виноград. Веселые студиозусы Могилянской Академии проводили на Щекавице традиционные майские гуляния и презентовали киевлянам комедийные спектакли.
Однако, после страшной чумной эпидемии 1770 года на отделенной Щекавице устроили городское кладбище. Похороны были прибыльным делом для кладбищенской Всесвятской церкви, потому отпевания на Щекавице продолжались, даже когда кладбище переполнилось - хоронили в два яруса, а затем и в три, хоронили прямо на тропах кладбища и дорожках вдоль ограждения. Вскоре гору настигла мрачная слава, чему способствовали и названия ее улиц, таких как Похоронная и Черный Овраг. Позже их переименовали в Олеговскую и Мирную, а тогда в те края боялись ездить даже закаленные улицей киевские биндюжники...
Уздыхальница по пустому горшку
Романтическая гора вздохов с двусмысленным названием Уздыхальница раскинулась на стороне, противоположной Андреевскому спуску. Происхождение веселого названия остается тайной, что бы не рассказывали об этом всезнающие экскурсоводы. Точно известно, что с соседней Замковой горой Уздыхальницу соединял мост. Но не подвесной, как вдохновенно привирают гиды для пущей красоты, а обычный. Из-за дугообразной формы мост не очень утонченно называли Кривым.
Гора со столь гламурным именем впервые упоминается в документах середины XVI века. Романтика, впрочем, в тех документах и не ночевала: просто гору, которая была выше Замковой, необходимо было «понизить копанием», чтобы с ее верхушки нельзя было обстреливать замок надменных польских шляхтичей. Во время земляных работ нашли пещеру древнего отшельника, а в ней, как торжественно сообщает летописец, - «горшок ни с чем, а больше ничего».
Зато в наше время Уздыхальница стала популярным туристическим местом. Вздохи и романтика здесь ни при чем – просто с одной стороны холма расположился знаменитый Замок Ричарда Львиное Сердце, а с другой – не менее прославленный булгаковский дом Турбиных. Старожилы помнят, как тоннелями, лестницами и галереями дома Ричарда можно было попасть на вершину Уздыхальницы и наслаждаться великолепным пейзажем Подола. Сегодня на этой вершине уже несколько лет кряду устраивается ночью полуофициальный фестиваль молодежного украинского кино. А в нынешнем году, в рамках реконструкции Андреевского спуска к горе Уздыхальнице в районе Замка Ричарда планируют подвести лифт.
Источник Информации: Kiev Press
Автор: Эмиль Крупник
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/150924.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua