До чего докатились США

13 янв, 15:28

Риск экономической катастрофы в США в краткосрочной перспективе минимален. Реальная угроза, которая в то же время влечет за собой реальную возможность для Барака Обамы, лежит в средне- и долгосрочной перспективах.

 

Если законодатели ничего не предпримут, то ужесточение бюджета США в 2013 г. будет стоить стране до 5% ВВП. Это масштабы Греции. Скатывание экономики в рецессию не займет много месяцев. Противостояние между Обамой и Конгрессом приведет к катастрофе быстрее, если законодатели США не проголосуют за увеличение "потолка госдолга" к марту. Тогда федеральное правительство не сможет выполнять свои финансовые обязательства, в том числе перед держателями гособлигаций. Урон от такого дефолта будет страшнее "фискального обрыва".

 

Компромисс: две партии запускают руки в карманы налогоплательщиков

 
 В то же время, именно потому что последствия продолжительного противостояния так ужасны, выше вероятность, что этого не произойдет. В начале 2013 г. Обама и республиканцы в Конгрессе, скорее всего, достигнут договоренности, которая позволит избежать большей части повышения налогов и сокращения расходов, а также повысит потолок госдолга.

 

Но все еще есть две большие причины для волнений как для Америки, так и для всего остального мира. Первое: в зависимости от деталей соглашения все еще есть вероятность сильного бюджетного давления в 2013 г. Второе, и более важное: обязательные расходы являются самым серьезным вызовом для США в долгосрочной перспективе. Любая бюджетная договоренность должна затрагивать реформирование системы социального обеспечения (пенсии), программы для пожилых и малоимущих граждан - Medicare и Medicaid. Господин Обама выступает за увеличение налоговых доходов на $1,6 трлн в течение 10 лет, но предлагает при этом сокращение обязательных программ всего на $400 млрд. Последнюю цифру надо увеличивать, для того чтобы достичь соглашения с республиканцами. И кроме того, это было бы правильным шагом.

 

У Америки есть шанс укрепить не только финансовую сторону экономики, но и политическую ее составляющую. Республиканцы утверждают, что повышение налогов разрушит экономику; ни один республиканец в Конгрессе не голосовал за повышение налогов с 1990 г. Демократы, в свою очередь, верят в незыблемость программ медицинского и пенсионного страхования для пенсионеров. Последний раз тщательный пересмотр пенсий был проведен в 1983 г. С того момента выплаты только увеличивались, даже если медицинские затраты росли, а население старело. Результатом стала растущая дыра в бюджете. Базовый структурный бюджетный дефицит Америки составляет почти 7% ВВП. Среди богатых стран этот показатель выше только у Японии.

 

Национальный долг
 

 После финансового кризиса в связи с идеологическим противостоянием в США находились только краткосрочные разумные решения в области бюджетной политики. США преодолели рецессию благодаря стимулированию экономики и поддержали восстановление при помощи мягкой бюджетной политики. Такая политика США стала услугой миру во времена, когда другие богатые страны довольно быстро осуществляют ужесточение бюджетной политики.

 

Сегодняшнее слабое восстановление экономики провоцирует ту же логику. Учитывая крайне низкие доходности по гособлигациям, ужесточение бюджетной политики было бы слишком поспешным. Тем не менее небольшое ужесточение ожидается в 2013 г., и оно легко поддается управлению. Большинство экспертов прогнозируют ужесточение в размере 1,5% ВВП, поскольку закончатся меры, вроде снижения налога на доходы, которые всегда позиционировались как временные. Но существует опасность того, что минималистическая сделка выльется в очень сильное бюджетное давление. Соглашение по продлению срока действия налоговых льгот только для среднего класса, например, приведет к "затягиванию поясов" в примерно 3% ВВП в 2013 г.

 

Не беспокойся! Этот обрыв - метафорический!
 

Для продолжения восстановления экономики меры должны быть не столь драконовскими. Они должны быть сосредоточены на долгосрочном реформировании, а не на краткосрочных сокращениях. Это хорошая политика, поскольку она отвечает приоритетам республиканцев. И хорошая экономическая политика. Расходы на пенсионеров будут расти в США быстрее, чем в большинстве других богатых стран. Частично это из-за того, что планы жесткой экономии в Европе уже спровоцировали проведение некоторых очень сильных пенсионных реформ, но главным образом из-за того, что затраты на здравоохранение в Америке высоки и продолжают быстро расти. У господина Обамы есть шанс решить эту проблему и реформировать социальные выплаты – от этого уклонялись все президенты после Рональда Рейгана. Сочетание переизбрания Обамы и угрозы "фискального обрыва" заставили республиканцев проявить некоторую гибкость в области увеличения налогов. Это обеспечило президенту рычаг влияния в своей собственной партии. Если он использует его для реальных изменений, начиная с более низкой индексации пенсионных выплат и заканчивая проверкой в системе медицинского страхования, то он сможет изменить долгосрочные бюджетные перспективы Америки.

 

Пока же президент настаивает на том, что пенсии не должны измениться в результате договоренности между сторонами, а расходы на здравоохранение можно контролировать через снижение выплат поставщикам услуг, например больницам, вместо того чтобы сокращать компенсационные выплаты. Говорят, что Обама хочет соглашения, которое не только предотвратит "фискальный обрыв", но и поставит Америку на устойчивый путь бюджетного развития. Такого соглашения можно достичь. Он должен ухватиться за эту возможность.


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/150948.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua