Загадки Софии Киевской спустя века будоражат умы ученых и искателей кладов

31 янв, 08:45

 Подземные лабиринты, тайники, святые захоронения, пресловутая библиотека Ярослава Мудрого, пустоты в стенах, где замурованы несметные богатства казны Киевской Руси -- все эти загадки Софии спустя века будоражат умы ученых и искателей кладов.

 

 Мозаика в алтарной апсиде Софии -- Богородица, названа "Нерушимой стеной", поскольку выстояла сотни лет, несмотря на многочисленные набеги кочевников, разграбления и разрушения храма. Люди считают ее символом благополучия нашего государства: если разрушится она -- Киев, а с ним и Украина, канут в Лету.

 

ЖИЗНЬ ДЛИНОЙ В ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

 

 Говорят, София Киевская названа так в память о святой Софии, матери мучениц Веры, Надежды и Любови. На самом деле этот храм посвящен Христу, вернее, его Божественной Мудрости (по-гречески -- софии).

 

 Он появился в XI веке в центре Киева, благодаря Ярославу, названному людьми Мудрым. Эту "фамилию" ему дали не только за просветительство и любовь к наукам, но и за храм мудрости. Место он выбрал не случайно -- именно здесь мы победили печенегов. Размеры по тем временам -- грандиозны: 37 на 55 метров с высотой 29 м. Таких соборов на планете почти не было. Первоначально Софию венчали 13 куполов, символизировавших Христа и 12 апостолов. Сегодня их уже 19 (пристроили в XVII веке). Вокруг располагались каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные хоромы киевлян. В храме проводили торжества по поводу посажения князя на столичный престол, встречали иностранных послов, подписывали мировые договора. Под Софией собиралось киевское вече, а в ее стенах обосновалась первая старорусская библиотека. Тут работали художники-миниатюристы, переписчики книг, бурлила научная и политическая жизнь.

 

 Однако вскоре начались неурядицы. В середине XIII века великому собору впервые существенно перепало от "визита" монголо-татар. Именно тогда пала Десятинная церковь. Многие до сих пор удивляются, как же София выстояла и сохранилась. Орды Батыя вынесли все, что смогли, частично развалили галереи и западную часть храма. Но все же он оставался главным кафедральным собором. Однако размах уже не тот. Опустошенный Киев и вся Русь -- в руинах, а храм потихоньку ветшает. Здесь уже почти не живут митрополиты. Ему оставлен только формальный титул. Набеги продолжаются, причем посещают наши земли не только татары, но и литовцы, прихватывая, что осталось. В Софии ютятся бездомные, она разрушается.

 

 Невзгоды продолжаются и в XIV, и в XV веке. Тогда храм грабят еще и крымчаки. Татары тоже "добавили", убив митрополита Киевского святого Макария, который как раз ехал в Киев возрождать разоренный храм. (Сейчас его мощи покоятся во Владимирском соборе.)

 

 К XVI столетию Софию настолько доконали, что она стояла уже без кровли. Только тогда богослужения прекратились. Храм на 30 лет перешел к униатам, при которых, говорят, полностью завалилась одна из галерей собора.

 

ЛОМАТЬ -- НЕ СТРОИТЬ

 

 Лишь в XVII веке, с появлением святого митрополита Киевского Петра Могилы, София начинает "поднимать голову". Он выдворил униатов, позвал наконец-то архитекторов, возобновил литургии. Здесь даже обосновался небольшой мужской монастырь. Но разрушения были столь велики, что с ними за одно столетие не справились. Работы продолжаются и в XVIII, и в XIX веке. Именно тогда появляется роскошный позолоченный резной иконостас, знаменитая колокольня, построенная, говорят, по приказу Петра I (государь "отмечал" здесь победу над шведами под Полтавой), с колоколом, отлитым на деньги Мазепы (он сохранился до сих пор), "рождается" Малая София -- теплая зимняя церковь, митрополичьи покои, монашеские кельи. Но "радовался" храм недолго -- в начале XX века тут какое-то время заправляли раскольники, а в 1934 году, с перенесением столицы Украины в Киев, Софию и вовсе закрывают, превращая в заповедник. Массивные серебряные 114-килограммовые царские врата главного иконостаса отправляют на переплавку, уничтожают 8 иконостасов боковых приделов, разрушают вековые надгробия митрополитов. Наряду с этим кощунством ведут научную работу, доискиваясь, к примеру, до фресок XI века и драгоценных мозаик. 

 

 После краха СССР проблемы не прекратились. В православном соборе проводили "экуменистические" молебны различные сектанты (даже пресловутое "Белое братство"). А чего стоили сканадальные похороны патриарха Владимира, когда у софийских стен дрались участники траурной процессии и правоохранители. Сейчас, в XXI веке, вокруг Софии снова неспокойно...

 

ЗА ПРИКОСНОВЕНИЕ К ДРЕВНОСТИ ОТДАЛИ ЖИЗНЬ

 

 Столько тысячелетних фресок (3 тыс. кв. м) и мозаик (260 "квадратов"), сколько до сих пор "живы" в нашей святыне, нет нигде в мире. Уцелела третья часть всего убранства, когда-то существовавшего в этих интерьерах. В XVII столетии впервые софийские фрески решили обновить, выполнив сие мероприятие не по древним технологиям, а просто клеевыми красками. Где-то между XVII--XVIII вв. стены собора оштукатурили и побелили. Поверх этого слоя весь XVIII век стены расписывали маслом, а в XIX ученые пожелали увидеть древние художества и попытались "доискаться" до старинных фресок. Правда, поскольку процедура была далеко не совершенна и даже примитивна -- верхний слой удаляли молотком -- многим настенным изображениям существенно перепало, они покрылись ранениями. Но все же человечество вновь, через 8 веков, смогло взглянуть на потрясающие шедевры "дремучего" средневековья.

 

 В середине XX века технология "добывания" старых святынь из-под относительно молодых усовершенствуется -- фрески XI века являются миру уже без повреждений. Но, говорят, позже выяснилось, что в состав той химической смеси, пары которой ежедневно вдыхали мастера, входило страшно ядовитое вещество, поэтому многие реставраторы рано уходили из жизни.

 

 В старости у храма, как и у людей, появляются болезни. Его возраст уже приближается к тысячелетнему. Наш "старичок" не выносит церковного пения -- от него вибрируют, а, значит, могут разрушиться стены. Он нуждается в свежем воздухе -- без дыма и копоти. Булгаков в "Белой гвардии" пишет: "Плыл, раскаляясь, пот и пар, ладанный дым, нагар сотен свечей, копоть тяжелых лампад на цепях. Мрачный собор Софии".

 

 Работники заповедника считают, что церковь уже не в состоянии "работать" ничем, кроме музея. "Закопченные" фрески, в отличие от смальты и масляной живописи, невозможно помыть -- приходится восстанавливать. Даже без дыма они продолжают отслаиваться, у реставраторов практически всегда есть работа.

 

Сегодня


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/150951.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua