Почему киевляне в Средневековье по вечерам не зажигали свечей

05 фев, 23:55

Мысленно перенесемся в пространстве и во времени... Мы оказались в кромешной тьме, в запутанном, причудливом лабиринте узких, тесных и кривых переулков незнакомого, и явно старинного, города, тонущих в непролазной грязи (как известно, улицы когда-то не мостили). Внезапно тьма отступила. Вдали замелькали факелы, послышалось бряцанье оружия. Приблизилась и прошла мимо процессия в странных, похоже, средневековых одеждах. «Наверное, они возвращаются с маскарада»,— могли бы подумать Вы.

 
Эти странные люди заглядывали во все, встречавшиеся на их пути, подворья, в окна деревянных домишек. И, если замечали горящую лучину, изо всех сил колотили в двери, с бранью требуя огромные штрафы в казну, грозя тюрьмой.

 
И нам станет понятно, почему ни зги не видно вокруг, почему никто не осмеливается зажечь свечку — ведь мы очутились в настоящем средневековье. В нашем путешествии помогут прекрасные книжки — «Повесть быстротекущих лет» Николая Ушакова, «Людолови» Зинаиды Тулуб, «Свіччине весиля» Ивана Кочерги, переносящие нас в Киев того времени.

 

Страшным бедствием для городов, с их скученной и сплошь деревянной застройкой, были неотвратимые пожары. Из-за постоянной угрозы пожаров воеводы запретили жечь лучину в хатах ремесленного люда. Целую ночь замковая стража рыскала по посадам, ремесленным «концам» (предместьям) в поисках непогашенной лучины.
 

Но ремесленники боролись за свои права, и со временем запрет на свет отменил король Сигизмунд, поскольку Киев в то время находился под властью Литвы и Польши. Однако долго еще будут помнить ремесленники о том, с каким трудом они завоевывали право работать при свете (еще в конце XIX в. ими будет соблюдаться обычай «женить свечку» первого сентября, собираясь на пирушку под деревом, украшенным орехами и яблоками и зажженной на макушке свечкой). События эти происходили в Нижнем городе, на Подолье, над которым возвышался Киевский замок. И нам самое время поискать дорогу, ведущую в него.
 

Только вначале нужно выбраться из лабиринта подольских улочек и переулков. Это оказалось не так-то просто — Подолье окутывает тьма. И вдруг сразу как-то посветлело. На темном небе появился месяц, осветив все вокруг,— словно кто-то подвесил его на гвоздик. В его свете стал виден раскачивающийся в воздухе пивной бочонок, оказавшийся вывеской старинного трактира. Любопытно заглянуть туда. В растворенную дверь сеней в глубине видны массивные дубовые столы со стоящими на них кубками, наполненными медовухой, и сидящие за столами на лавках люди, одетые очень необычно.
 

Это цеховые (когда-то в Нижнем городе существовало 15 ремесленных цехов с очень интересными обычаями, привилегиям, причем каждый с хоругвями-знаменами, цеховыми сундучками с давними грамотами). Мы все еще находимся на Подолье, у подножия Замковой горы. Выбравшись из трактира, снова оказываемся на тесном подворье и медленно выбираемся из глухого тупика. Вдруг замечаем вдали высокую башню с флюгером, со скрипом вращающимся от ветра. Значит, мы уже почти на Магистратской (Ратушной) площади — Подол пользовался самоуправлением, согласно Магдебургскому праву, название — от города Магдебурга, дарованному некоторым средневековым городам. Рядом — ратушный колодец, чем-то напоминающий нынешний фонтан «Самсон», стоящий на Контрактовой площади. Колодец очень старый, еще без всякой беседки и человеческой фигуры со львом, но с ангелом с ковшиком воды. Вблизи колодца мы огибаем стоящий на ратушной площади храм, очень напоминающий восстановленную теперь Пирогощу, однако, поскольку мы находимся в XVII в., то видим храм несколько иного облика, и называется он Успенским.
 

Вот вдалеке, на горе, над темным и пугающим Нижним городом, засверкали огни. А вот и он — Литовский замок! — догадываемся мы. Над нами возвышается гора, на которой возник Киев, а в XIV в. появилась грозная крепость-замок. С тех пор гора стала называться Замковой. Как же добраться до замка? В средневековом Киеве существовали те же или почти те же дороги, что и в современном городе, однако были они совсем иными — гораздо круче и намного неудобнее. А хорошо уже знакомый нам Андреевский спуск, бывший в XVII в. еще Боричевым узвозом или Большой дорогой из Верхнего города на Подол, можно назвать просто прогулочной дорогой, по сравнению с его предшественником.
 

На гору, к замку можно подняться несколькими дорогами или тропинкам, карабкающимися на нее. Попробуем вскарабкаться и мы. Едва мы направились к горе, как тут же увязли в болоте (совсем рядом Флоровская обитель), сплошь заросшим камышом и покрытом топями. Нужно поскорее выбираться из этого, не внушающего доверия, места, искать пусть окружной, но более удобный путь к замку. В старинных преданиях повествуется о том, что когда на Нижний город опускалась ночь и он погружался в полную темноту, на гору за бернардинским кляштором (католический монастырь) начинали слетаться на свой шабаш все киевские ведьмы.


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/151166.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua