24 янв, 00:26
Под всем Печерском тянутся тоннели и ходы, построенные столетия назад, причем с большим инженерным мастерством. «Крепость, к которой относятся тоннели, начала строиться еще в XI веке, когда возвели Киево-Печерскую Лавру», — рассказывает «Сегодня» директор музея «Киевская крепость» Вячеслав Кулинич. — Тогда же на Печерске стали возводить укрепления для защиты города. Позже их постоянно модернизировали, достраивали, по мере развития технологий и военного искусства. Сейчас тоннели тянутся от НСК «Олимпийский» до самого Днепра, есть они и под заводом «Арсенал», и под Лысой горой, и под Ботсадом. Лучше всего сохранились ходы под Институтом культуры, на улице Чигорина, и под Лысой горой».
Все началось с того, что сотрудники музея в архиве наткнулись на документ, он назывался «Список ключей, который должен быть у коменданта крепости», подписанный самим царем. «Мы были удивлены тем, что такой вроде бы незначительный документ подписал сам царь. В перечне нашли пункт «ключи от главного входа в подземный тоннель». Тогда мы и поняли, что имеем дело с подземным комплексом. Когда проникли туда, то были поражены. Ширина и высота тоннелей такая, что там помещались пушки, которые тянули минимум пара лошадей. Есть там и маленькие тоннели, по которым течет грунтовая и дождевая вода. В тоннелях сухо, практически везде сохранилась древняя кирпичная кладка», — рассказывает Кулинич.
По его словам, некоторые части тоннелей сейчас использует Минобороны для хозяйственных целей. Также участком тоннеля пользуется Ионинский монастырь, который находится на территории Ботсада. «Кроме тоннелей, которые выполняли функции дороги, и тех, по которым течет вода под землей, также есть так называемые слуховые галереи, в которых сидели солдаты и слушали: не подкапывается ли враг под крепость. Если слышали, что копают (а под землей слышимость очень высокая), то в специальные полукруглые галереи засыпали порох и подрывали его. Многие из этих галерей сохранились до сих пор. Они в прекрасном состоянии. Там нет крыс, правда, есть летучие мыши. А однажды мы встретили там бомжа. Он случайно нашел один из входов в тоннель и поселился. Очень просил, чтобы мы не выгоняли его — говорил, что это идеальное жилье. Наверное, он и сейчас где-то там обитает», — рассказывает Кулинич.
Поговаривают, что в тоннели «Киевской крепости» нелегально организовывают походы любители подземного города. Но в музее говорят, что это маловероятно. «Многие входы мы уже закрыли решетками. Хотя при желании пробраться, конечно, можно. В отличие от коллекторов, по которым любят гулять диггеры, в наших тоннелях более безопасно — там сухо и нарваться на неприятности сложно. Правда, часть тоннелей частично уничтожена из-за строительства на Печерске. Строительство высотных домов, подземных паркингов очень вредит подземелью. Мы только за то, чтобы исследовать ходы и водить туда официальные экскурсии. Представляете сколько средств можно заработать для города? Но наши чиновники, похоже, о таком не думают...», — сокрушается Кулинич.
А недавно сотрудники музея нашли новый объект — стену, которая тянется около 2 километров. Правда, находка засыпана землей, но исследователи говорят, что она сохранилась в идеальном состоянии.
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/151481.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua