Как в Одессе становились моряками до революции

28 янв, 23:02

В Одессе в советское время работало десять морских учебных заведений разного профиля. Они готовили специалистов для морского, технического рыбопромыслового флотов. Старейшими из них были мореходная школа и мореходное училище союзного министерства морского флота.

1 июля 1898 года в Одессе, "с целью давать молодым людям, готовившимся к исполнению обязанностей капитанов и их помощников на торговых судах дальнего плавания, соответствующее теоретическое и практическое образование",  при Коммерческом училище были открыты классы торгового мореплавания . Таким образом в Одессе появилось новое морское учебное заведение, многие выпускники которого в дальнейшем внесли значительный вклад в развитие морского транспорта страны. Но тогда,  на 30 вакантных мест было подано 28 заявлений. Занятия  начались 2 ноября, а до этого юноши сдавали экзамены и проходили испытание морем, плаванием проверялись морские качества будущих судоводителей.

Классы торгового мореплавания в течении двадцати лет  возглавлял коллежский ассесор Логвин Логвинович Гавришев, автор многих учебников и учебных пособий для штурманов. Это было привилегированное учебное заведение выше третьего разряда - внеразрядное.  Классы не имели ни пансионата, ни общежития и поэтому морские ученики жили на частных квартирах за свой счёт.   Кроме того, они за свой счёт  приобретали форменное обмундирование, спецодежду и всё остальное, что должен был иметь будущий моряк для успешного обучения. Также, каждый учащийся оплачивал своё обучение в размере 125 рублей в год. Это объяснялось привилегированностью учебного заведения и его внеразрядностью.

7 июля 1901 года Классы торгового мореплавания были преобразованы в  Одесское Училище торгового мореплавания.  Для  Училища специально было построенно  красивое трёхэтажное здание. Оно по сей день высоко стоит над морем,  на  углу Канатной улицы  и Карантинного  спуска в порт  и отмечено в лоции. В советское время  здание объявили памятником архитектуры. Когда идешь от парка им. Шевченко к центру города и выходишь из Барятинского переулка, то перед вами в миг возникает как бы силуэт форштевня большого судна, на который вы смотрите снизу вверх. Это чудо восприятия спроектировал одесский архитектор Л.Л. Влодек. Именно он спроектировал дом с атлантами на улице Гоголя, гостиницы  "Пассаж" и "Большая Московская" на Дерибасовской,  и многих других красивейшие здания в Одессе.  В высоких и больших аудиториях, лабораториях, просторных  коридорах  училищного здания полы были выложены превосходным паркетом, а стены обшиты дубовыми панелями. Естественный свет проникал во все  учебные помещения и коридоры через  огромные    окна. В просторные учебные классы вели  двустворчатые высокие дубовые двери.  В построенном здании, согласно проекта, в левом крыле жили преподаватели, а правое было рассчитано на учёбу 130 будущих мореплавателей. В дальнейшем помещения левого крыла также были использованы для учебных целей. Там на первом этаже был оборудована лаборатория электротехники и электрооборудования судов.

Училищу торгового мореплавания было определено и передано собственное судно - трёхмачтовый парусник назывался "Великая княжна Марья Николаевна", с  металлическим корпусом и полным парусным вооружением. Каждый год, всё лето и часть осени "Великая княжна" ходила в бассейнах Чёрного и Средиземного морей под командой капитана Павла Захаровича Баяна. Ему подчинялись три его помощника, боцман, семнадцать человек матросов и прислуги и практиканты. Если в порту очередной стоянки случались попутные грузы, то учебное судно перевозило их. Первое испытание штормовым морем, выдерживали не все практиканты, но те  кто выдерживал, как правило, становился настоящими моряками.

В Одесском училище в начале прошлого века на судоводительской специальности изучались следующие предметы:  русский язык, словесность, иностранные языки, физика, математика, навигация с лоцией, мореходная астрономия, пароходная механика, физическая география, законоведение, судовая гигиена, коммерция и товароведение с элементарными сведениями по политической экономии, экономика, бухгалтерия, коммерческая география.

Тогда же в июле 1901 года в дополнение к судоводительскому отделению в училище  открыли ещё механическое отделение для подготовки судовых механиков-паровиков. Судоводители и судовые механики тогда высшего образования не получали. В созданном в училище соответствующем циркуляре было написано:
"Ученики должны быть так наставлены, чтобы они не гнушались начать службу с плавания в должности машинистов с тем, чтобы через 2-4 года занять должности механиков",   и ещё, что - "Школа должна готовить знающих дело механиков-практиков, способных управлять новейшими машинами самых больших размеров".

 

Источник http://odesskiy.com


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/151756.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua