Зачем Одесса взрывала свои маяки

30 янв, 23:27

Символов красавица Одесса имеет более чем достаточно. Это и величественный памятник первому одесскому градоначальнику герцогу Ришелье, и знаменитые «атланты» на улицы Гоголя, и чудо мировой архитектуры – Одесский оперный… А вот есть ли среди них самый главный? Ответить затрудняюсь. Зато точно знаю, что лучезарный символ у нас один – главный одесский маяк, носящий имя Михаила Воронцова. Главный – потому что он не один. Но обо всем – по порядку…

 

Первые стражи моря
Закладка и начало строительства первого одесского маяка относится к 1815 году, когда Одессой после отъезда Ришелье временно управлял военный комендант города генерал-майор Фома (Томас) Кобле. То ли «временно исполняющего обязанности», как сейчас бы сказали, «текучка заела», то ли, как и у пришедшего на этот пост графа Александра Ланжерона нашлись дела поважнее (у последнего – внедрение режима Порто-франко, например)… Во всяком случае, недостроенный объект на мысе Большого Фонтана (там строили первый маяк) обратил на себя внимание только генерал-губернатора Новороссийского края Михаила Воронцова, который прибыл в Одессу в 1823 году. Строительство маяка возобновили в августе того же года подрядчики Симеон Томазини и Карл Гаджини по проекту ученого-естествоиспытателя Ж.В.Гаюи. Как бы там ни было, но появлением маяка, который зажег свой огонь 6 декабря 1827 года, Одесса обязана исключительно Его Сиятельству. Поэтому одесситы его называли Воронцовским…
В середине 1830-х годов появился первый портовый маяк, деревянный. Он был установлен на обрыве Александровского парка (ныне – парк имени Т. Шевченко) и, в память о первом одесском градоначальнике, назывался Ришельевским.

 

В 1845 году начинается «династия» Воронцовских маяков в Одесском морском порту, которые строились и совершенствовались по мере удлинения Карантинного мола и его оконечности – Рейдового мола. Различались они и по внешнему виду, и по конструкции, и, конечно же, по оснащенности. Так вот, летом 1845 года на оконечности Карантинного мола появляется первый стационарный (хоть и тоже деревянный) Воронцовский маяк. Он построен по личной инициативе прославленного русского адмирала, открывшего миру Антарктиду, - Михаила Лазарева, который летом 1834 года был назначен на должность командующего Черноморским флотом. Маяк представлял собой восьмигранную башню, которая проработала только девять лет и прекратила свое существование не из-за обветшания, а в результате прямого попадания конгревовой ракеты*, выпущенной 10 апреля 1854 года с одного из судов объединенной англо-французской эскадры, в разгар Крымской войны подвергшей бомбардировке город и порт.

 

Уничтожить, чтобы спасти
Новый Воронцовский маяк на Рейдовом молу – элегантную чугунную коническую башню, сужающуюся кверху, – мореходам, заходившим в Одессу, пришлось ожидать целых девять лет. Его запуск приурочили к открытию памятника Воронцову на Соборной площади, состоявшегося 9 ноября 1863 года. Прослужив в таком виде ровно четверть века, в 1888 году маяк был реконструирован. Из Франции выписали осветительный аппарат системы Френкеля, башня была поставлена на каменное основание, в котором предусмотрели помещение для маячных сторожей.

 

Трудно сказать, сколько времени исполнял бы этот маяк свою благородную миссию, но через 53 года, во время героической обороны Одессы от немецко-румынских захватчиков, его пришлось взорвать. Произошло это 15 сентября 1941 года. Ранее, 25 августа, врагу удалось выйти в район Чебанки, где он установил орудия, из которых начал подвергать массированному артиллерийскому обстрелу город и порт. Башня Воронцовского маяка оказалась прекрасным ориентиром для румынских артиллеристов, вот и пришлось командованию Одесским оборонительным районом по согласованию с руководством порта пойти на крайние меры – уничтожить маяк…

 

…Каким же увидели Одесский порт его освободители в тот незабываемый день – 10 апреля 1944 года? Порта, как такового, не существовало – были лишь груды дымящихся развалин. Не только враги, даже искренние доброжелатели считали, что даже на частичное восстановление порта потребуются долгие годы. Но знаете, когда заработал истерзанный порт? Вы удивитесь - и правильно сделаете: менее, чем через полгода!

 

Источник http://odessa-life.od.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/151907.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua