В Одессе трамваи появились, чтобы одесситам было удобно добираться на пляж

31 янв, 02:27

Пляжи не только стали олицетворением Одессы, но и знамением прогресса. Существует легенда, что первый в России трамвай был пущен в Одессе, и пущен потому, что у одесситов назрела потребность цивилизованно добираться именно на пляжи. Сначала трамвай пустили на дачу Ковалевского, потом на Ланжерон, затем в Аркадию и, наконец, в Лузановку. Но особо хочется отметить чисто одесское изобретение — трамвай на паровой тяге или попросту паровик.
Сегодня, чтя высокие традиции прошлого, купив козьей брынзочки, запасшись степной помидоркой, одесситы отправляются на Большой Фонтан попляжиться, и вряд ли кто-либо задумывается, почему вагоновожатый называет остановки «станциями». А ведь это предопределено исторически. Когда-то и здесь бегал маленький паровозик с огромной трубой, нахлобученной на темечко заместо шляпы, и потому названный «Ванька-головатый». Впрочем, кое-кто корни этого названия видит в том, что изобрёл «Ваньку Головатого» не менее гордый своим именем одесский кулибин Сенька Башковитый.
Маршрут «Ваньки» пролегал от вокзала к чёрту на кулички, то есть на 16-ю станцию Большого Фонтана. Поскольку топили паровозик брикетами из угольной пыли, дымившими и коптившими всю дорогу, то ехавшие на фонтанские пляжи пассажиры по дороге быстро бронзовели. Полученный бронзовый цвет кожи был весьма устойчив, практически не отмывался и держался с весны до осени (причём, с весны 1887 года до осени 1895-го). Поэтому у одесситов сложилось твёрдое убеждение, что загореть проще и быстрее всего именно на Большом Фонтане.
Паровик стал гордостью Одессы. Его скорость была рекордной для того времени. Именно поэтому ещё одна гордость Одессы — знаменитый спортсмен Сергей Уточкин — вызвал «Ваньку Головатого» на соревнование: кто быстрее добежит до 16-й станции. Для того чтобы уравнять шансы, было решено, что и тот, и другой доставят на себе на Фонтан не менее 30 пассажиров.
И вот старт был дан.
Поначалу Уточкин поотстал, потому что на 6-й станции вынужден был прикупить на тамошнем базарчике селёдочку и мало-сольных огурчиков для друзей, что ждали его на пляже «Золотой берег». Потом поотстал «Ванька», так как на 10-й станции немного задержался поболтать со своим давним знакомым Шлагбаумом Аркадием Борисовичем. На 11-й станции болельщики «Ваньки», видя, что тот проигрывает, стали подбрасывать в него брикеты угольной пыли. Заметив это, болельщики Уточкина стали бросать брикеты и в знаменитого рекордсмена. Так, уворачиваясь и убегая от увесистых брикетов, Сергей Уточкин пришёл на финиш первым. В общем, селёдочка с огурчиками, разложенные прямо на прогретом пляжном песке рядом с другим согревающим, оказались очень к столу.
Правда, уже на следующий день результаты соревнований были пересмотрены, и победу Уточкину не засчитали, поскольку, как оказалось, в пути он не всегда успевал отрывать и выдавать проездные билеты, а за это трамвайно-троллейбусное управление строго карало тогда, как и сейчас. Но даже это не смогло утешить паровичок. Не перенеся поражения, он в то же лето сломался, и до конца августа на фонтанской линии остался курсировать один Уточкин, совершая, как и «Ванька», по 30 рейсов в день.
Но как бы там ни было, одесситы всегда любили свой паровичок. И вскоре, на радость паровичку «Ваньке», пустили электричку «Маньку».

 

Источник http://odessa-life.od.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/151911.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua