Когда-то в одесском порту складиро­вали товары без пошлины до двух лет

20 фев, 06:02

Мало кто знает, что предложение учредить в Одессе порто-франко датируется еще 1798 годом, то есть относится к младенчест­ву города. Идеологом выступил довольно за­нятный человек — попечитель принимав­шихся здесь средиземноморских пересе­ленцев Афанасий Кесоглу. О нем по сию по­ру ходит множество курьезных малоправдо­подобных историй: к примеру, о том, что его будто бы насильно обратили в мусульманст­во или, скажем, что он намеревался нала­дить в Одессе чеканку фальшивой турецкой монеты, участвовал в небезызвестной от­правке императору Павлу "взятки" в 3000 по­меранцев, о непомерном казнокрадстве и проч.


Как справедливо замечает авторитетный историк А.И. Третьяк, Дюк Ришелье был боль­шим сторонником введения в Одессе систе­мы порто-франко. Однако существовало не­мало препятствий, в том числе — негативный опыт Феодосии и всего Крымского полуост­рова в эпоху Павла I. Однако уже в 1806 г. гер­цог решил вопрос беспошлинного складиро­вания товаров в одесском порту на срок до двух лет (казенные склады для этого, правда, так и не были построены), а кроме того, необ­лагаемых налогом транзитных товаров. Воен­ные кампании и чумная эпидемия также за­труднили решение вопроса, но когда Ришелье возглавил французское правительство, то су­мел убедить вполне доверявшего ему импе­ратора Александра I в обоюдной пользе уч­реждения порто-франко.

Манифест от 16 апреля 1817 г. жаловал Одессе статус порто-франко ("свободной гавани") на 30 лет. Впоследствии это дело пролонгировали. Сама черта обустраи­валась под началом преемника Ришелье — графа Ланжерона. В строй она вступила 15 августа 1819 г., причем опоясывала все градоначальство (36 км). Две таможни, 17 караульных будок, немногочисленные штатные объездчики, ров шириной в три ме­тра и глубиной в два десять не смогли сдер­жать поток контрабанды. Черта, обошедшая­ся в 150 тысяч рублей (солидная по тем вре­менам сумма), оказалась явно неэффектив­ной. 14 мая 1823 года, как раз в пушкинское время, ввели в строй новую, сильно укоро­ченную границу порто-франко, охватывав­шую собственно город. Но и тут дали маху, поскольку жители предместий теперь сильно затруднялись с вывозом через таможенные заставы повседневных продуктов и припа­сов с одесских рынков. Начались затрудне­ния с доставкой питьевой воды из Водяной балки, поскольку бочковая тара подверга­лась досмотру. Алишенная естественных ис­точников водоснабжения Одесса тогда осо­бенно страдала от жажды.

Источник http://odesskiy.com/


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/153091.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua