Продажи металлочерепицы растут на 25-30% в год

10 май, 09:12

Рост доходов компаний и населения стимулирует спрос на металлочерепицу. При этом ее цена медленно растет из-за подорожания сырья, а прибыли производителей уменьшаются.

По словам специалистов, в минувшем году в Украине было продано более 6 млн. кв. м металлочерепицы. При этом в 2005 г. рынок этого кровельного материала вырос на 25-30% по сравнению с предыдущим годом. «По нашим оценкам, общий объем продаж увеличился на 30%»,— говорит Евгений Козлов, руководитель продуктового направления «Кровли и фасады» компании «ТПК-Профиль». Похожую оценку дает и директор по сбыту компании «Руукки Украина» Константин Кольченко: «Наблюдается увеличение продаж на 25-30%»,— отмечает он. По словам г-на Козлова, увеличение спроса на металлочерепицу связано с ростом покупательской способности. Кроме этого, компании и частные клиенты используют этот материал для замены крыш старого типа, в частности, шиферных. При этом значительная часть продаж металлочерепицы приходится на Киев и западные регионы Украины. «Хорошо покупают, в основном, западные регионы. Потому что там каждый человек мечтает иметь свой домик»,— говорит учредитель компании «Арсенал-Центр» Виктор Федоров.

Основной выигрыш от роста продаж пришелся на долю украинских производителей: они контролируют 95% рынка. При этом поставки импортной продукции сокращаются. «Та продукция, которая производится в Украине, дешевле»,— объясняет эту тенденцию Константин Кольченко. Импортируется, в основном, продукция верхнего ценового сегмента, а также нестандартные модели кровли, выпуск которых нерентабелен в Украине. Среди импортеров — компании «Ависта», «Руукки Украина» и др.

По оценке представителей компаний, около 80% рынка контролируют несколько крупных компаний: «Альбатрос» (Днепропетровск), «Арсенал-Центр» (Киев), «Мастер-Профи» (Днепропетровск), «Руукки Украина» (ранее — «Раннила Киев») и «ТПК-Профиль» (обе последние — Киев). Кроме этих производителей на рынке известна продукция компаний «Возрождение Полесья» (Славутич), «Гипрон» (Киевская обл.), «Западспецпрофиль» (Луцк), «ПСМ-профиль» и др.

Цены растут, а прибыль падает
В прошлом году металлочерепица подорожала почти на 15%. Основная причина — увеличение стоимости сырья. В частности, оцинкованная сталь с полимерным покрытием подорожала на 50%. Представители компаний говорят, что эти тенденции продолжаются и в этом году. «Цены на окрашенный металл во II и III кварталах будут расти на заводах, производящих оцинкованный и окрашенный металл, как в Западной Европе, так и в Юго-восточной Азии. В конце III квартала рост цен остановится, и в IV квартале будет спад»,— прогнозирует Виктор Федоров. «Компании должны будут поднять розничные цены на металлочерепицу»,— добавляет Евгений Козлов из «ТПК-Профиль».

По словам спецов, сейчас этот кровельный материал стоит 44-49 грн. за кв. м, а за 2006 г. он подорожает на сумму от 2 грн. до 5 грн. за кв. м. При этом учредитель «Арсенал-Центра» отметил, что отметка 50 грн. за кв. м не будет преодолена, а подорожает только наиболее дешевый товар.

Тем не менее подорожание кровельного материала будет не полностью отражать рост цен на сырье. Дело в том, что увеличение стоимости металлочерепицы сдерживает жесткая конкуренция. «Мы постараемся компенсировать это повышение (цен на сырье.— Авт.) внутренними резервами. Нам выгодней, чтобы продукция продавалась более массово»,— говорит г-н Козлов. В частности, компании могут попытаться уменьшить транспортные и складские расходы. Однако еще одним следствием конкуренции и сдерживания цен все же станет уменьшение прибылей производителей металлочерепицы.

Шифер вытесняется медленно
По словам представителей компаний, рост продаж металлочерепицы происходит во многом за счет вытеснения традиционного кровельного материала — шифера. Однако пока асбестоцементный шифер занимает основную часть рынка — более 80% скатных крыш покрывают именно этим материалом. В прошлом году украинские застройщики использовали почти 14 млн. кв. м шифера. «Сейчас асбестоцементный шифер занимает 85% рынка всех кровельных покрытий (скатных крыш.— Авт.). Но доля металлочерепицы постоянно растет — по нашим оценкам, это 8-10%. А доля шифера постоянно сокращается. Такая динамика наблюдается уже в течение пяти лет. Более современные кровельные материалы — песчаная черепица, металлочерепица, еврорубероид ежегодно теснят шифер на 2-3%»,— говорит представитель «ТПК-Профиль».

Основное преимущество шифера — низкая цена: лист этого кровельного материала украинского производства стоит 16-18 грн. «Пока покупательская способность не настолько высокая, чтобы вытеснить шифер с рынка кровли. Кроме того, есть коммерческие объекты, где не до красоты. Побыстрее построить и сдать в эксплуатацию»,— говорит Константин Кольченко.

Дешевизна украинского шифера связана, в том числе, с использованием в его производстве хризотил-асбеста — материала, который запрещен к использованию в ряде развитых стран. Производителям Украины и еще 12 стран (среди которых Россия, Китай, Канада, Индия, Казахстан и др.) удалось отстоять право использовать это сырье. К наиболее крупным производителям шифера относится ОАО «Ивано-Франковский цементно-шиферный комбинат», «Волыньцемент» (Здолбунов, Ровенская обл.).

Кроме этого, часть рынка кровель занимает импортный товар — еврошифер (битумные листы), а также прозрачные и цветные кровельные листы, изготовленные на основе ПВХ. Специалисты оценивают потребление этих продуктов в прошлом году примерно в 3-3,5 млн. кв. м. А цена импортных битумных кровельных материалов составляет в среднем 23-26 грн. за 1 кв. м. Основные поставщики битумных кровельных листов — торговые марки ONDULINE (Польша), GUTTANIT (Швейцария), ONDURA (США), AGUALINE (Бельгия) и BITUWELL (Германия). Около 70% импортного «шифера» по объемам реализации приходится на продукцию ONDULINE.

Спрос будет расти в регионах
По словам представителей компаний, в этом году продажи металлочерепицы будут продолжать расти. «В 2006 году промышленная группа «Арсенал» планирует увеличение объемов производства на 40% по сравнению с 2005 годом»,— сказал «Эі» Виктор Федоров. Для привлечения потребителей компании будут обновлять ассортимент продукции. При этом спрос на современные кровельные материалы будет расти в регионах — именно там активизируют деятельность строительные компании.

По словам специалистов, из-за разницы в ценах замещение шифера металлочерепицей и другими кровельными материалами (например, натуральной черепицей, мягкими кровлями) возможно только в случае законодательных изменений — если использование хризотил-асбеста будет запрещено (сейчас украинские и российские его производители ведут активную компанию по защите этого материала, доказывая его безвредность. Даже привлекают зарубежных экспертов.— Ред.). А пока присутствие на рынке зарубежной продукции заставляет украинских производителей шифера обновлять ассортимент, а также повышать качество. Например, на рынке появился цветной шифер — его стоимость сравнима с металлочерепицей. Однако растет цена и обычного шифера. «Цену мы подняли из-за сырья и энергоносителей»,— сообщила «Эі» представитель ОАО «Краматорский цементно-шиферный комбинат».

Инф. e-finance.com.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/15482.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua