10 май, 09:24
После отставки Петра Порошенко Совет национальной безопасности и обороны перестал быть альтернативным Кабмину центром принятия решений. В то же время свои прямые обязанности — вырабатывать рекомендации для главы государства — этот орган с приходом Анатолия Кинаха выполняет исправно. Промышленное прошлое г-на Кинаха во многом определяет главные направления работы СНБО. Сейчас это — вопросы энергобезопасности Украины и протекционистской политики государства.
— Вы регулярно общаетесь с руководителями Совбеза России. Последняя встреча была в апреле. Какие вопросы на ней обсуждались?
— У нас сложились конструктивные, системные контакты между советами нацбезопасности Украины и России. В ходе апрельской встречи в Москве мы обсуждали ход подготовки первого заседания межгосударственной комиссии, а также ряд вопросов по ситуации в Приднестровье. Мы пришли к мнению, что заседание комиссии реально после формирования коалиционного правительства в Украине, чтобы можно было работать на перспективу. Мы также договорились оперативно решать текущие проблемы, не допускать их накопления.
— Что это за проблемы?
— Нас беспокоят барьеры во взаимной торговле — мясомолочные, водочные, неопределенность газовых отношений во втором полугодии.
— И каковы газовые перспективы на второе полугодие?
— Хочу сразу сказать: я категорически не воспринимаю разговоров о денонсации соглашений, достигнутых с Россией в январе. Да, они несовершенны и были подписаны в очень сложной, кризисной ситуации, безусловно, их надо дорабатывать. Сейчас нужно развивать сотрудничество с Россией с учетом того факта, что 80% российского газового экспорта идет через территорию Украины. Кроме того, нам предстоит очень важная работа совместно с ЕС над созданием баланса интересов стран поставщиков, транзитеров и потребителей газа. Ряд непростых вопросов, связанных с поставками туркменского газа, предстоит решить в треугольнике Киев — Москва — Ашхабад.
— Готова ли российская сторона всерьез говорить о пропуске туркменского газа к границам Украины? Или, законтрактовав почти весь этот газ, россияне будут продавать его самостоятельно, на своих условиях?
— Я думаю, чиновники РФ прекрасно понимают, насколько велика роль Украины в выполнении обязательств России перед Европой по поставкам газа… Украина зарекомендовала себя как надежный партнер-транзитер. Более того, в межправительственных базовых соглашениях, ратифицированных Верховной Радой Украины, четко зафиксировано: Украина гарантирует транзит российского природного газа в Европу, а Россия — среднеазиатского для Украины.
— Ваш российский коллега разделяет эту точку зрения?
— Наши с ним позиции в части поиска баланса интересов совпадают.
— Можно ли сказать что-то конкретное по цене российского газа для Украины во втором полугодии?
— Эта цена будет зависеть в первую очередь от стоимости туркменского газа, а также от соотношения российского и туркменского топлива в газовом балансе Украины. Напомню, что в газовом соглашении присутствует цифра $230 за тысячу кубометров для поставок из России. Нам необходимо время для адаптации экономики к новым ценам на энергоносители, для реализации программ энергосбережения. Уже сейчас остро стоит проблема снижения ценовой конкурентоспособности украинской продукции. Она стала одной из причин возникновения негативного сальдо торговли товарами, которое только за первые два месяца превысило миллиард долларов.
— Туркменбаши уже неоднократно заявлял, что со второго полугодия газ из его страны подорожает. Означает ли это автоматический рост цены газа, поставляемого «РосУкрЭнерго»?
— В таких сложных вопросах я бы не стал использовать термин «автоматический». Сейчас мы готовим визит президента Туркменистана в Украину. Я надеюсь, что он произойдет в первом полугодии. В ходе этого визита нам крайне важно определить не только газовые отношения на второе полугодие, но и подписать с Туркменистаном долгосрочное соглашение. Я напомню, что с 2007 года начинает действовать соглашение между Туркменистаном и Россией, согласно которому она может закупать весь свободный туркменский газ. Надо искать место для всех потребителей, включая и Украину, в том числе решать проблему пропускной способности газопровода «Средняя Азия — Центр».
— В последнее время много говорится об иностранных инвесторах, претендующих на разработку украинского шельфа, уже известен победитель конкурса по Прикерченскому участку. Какие инвесторы реально заинтересованы в добыче нефти и газа на территории Украины?
— Не буду перечислять всех, но их более полутора десятков, в том числе «Шелл», «Хант». Желание инвестировать в добычу энергоносителей изъявляют даже непрофильные компании, являющиеся потребителями, к примеру, природного газа. Так, насколько мне известно, компания «Русский алюминий», владеющая Николаевским глиноземным заводом, внесла предложение инвестировать в разведку и добычу природного газа на территории Украины с тем, чтобы надежно обеспечить потребности своего предприятия. Некоторые другие крупные промпотребители двигаются в этом же направлении.
— Вы говорили о недопустимости денонсации газовых соглашений с Россией. Один из союзников «Нашей Украины» по коалиции — БЮТ — придерживается прямо противоположных взглядов. «Играет» ли эта тема на коалиционных переговорах?
— Такие вопросы, как энергобезопасность Украины, не должны превращаться в разменную монету политиков, борющихся за голоса избирателей. Могу сказать одно: старых цен на энергоносители уже не будет, и это жесткая реальность.
— Если цена на газ все-таки достигнет обещанных Россией $230 за тысячу кубометров, получат ли украинские предприятия-потребители какую-то компенсацию от власти? Может быть, им разрешат использовать бартерные схемы?
— Нет, бартерные схемы мы не будем разрешать ни в коем случае. Речь идет о формировании более либерального рынка газа. В частности, одна из составляющих нашей переговорной стратегии — свободный доступ независимых поставщиков к газотранспортной системе, формирование рынка природного газа, создание газовой биржи.
— За счет каких компаний может быть сформирован рынок, если в России Газпром — монополист? Разве что за счет нефтедобывающих структур...
— Да, безусловно. Есть много компаний, желающих поставлять нам газ по достаточно приемлемым ценам. «Лукойл», ТНК, ряд других структур. Речь идет о десятках миллиардов кубометров. По российскому законодательству многие регионы, на территории которых добывается газ, являются собственниками доли добытого топлива. Когда мы выходим на прямые контакты с властями этих регионов, мы убеждаемся в их готовности поставлять газ. Проблема, которая должна решаться на правительственном уровне, — их доступ к газотранспортной системе России, в том числе ратификация Россией Европейской энергетической хартии.
— Сейчас вроде бы принято решение о формировании «узкой» коалиции оранжевого цвета. Насколько разумен этот шаг с точки зрения главы УСПП?
— В ближайшее время Украину ждут серьезные испытания. По сути, речь идет о рисках в отношении качественных параметров конкурентоспособности страны. Сейчас, формируя коалицию, мы формируем стратегию развития Украины. И я категорически против того, чтобы на первое место выносились кадровые вопросы. Сначала должны быть утверждены единые приоритеты — евроинтеграция, недопустимость реприватизации, развитие современных земельных отношений, а далее кадровые решения.
— Говоря о современных земельных отношениях, Вы имеете в виду создание рынка земли?
— Конечно, как требует Земельный кодекс. И только на основе общих подходов к указанным вопросам может создаваться коалиция. Мне также крайне важным представляется решение такой серьезной проблемы как преодоление внутреннего противостояния в обществе.
— Желательно ли с этой точки зрения привлечение к участию в коалиции «регионалов»?
— Недопустимо, чтобы результатом создания коалиции стало появление оппозиции, которая начнет бороться не с оппонентами, а с государством, что дестабилизирует ситуацию в стране. Если взять ту же Партию регионов, то она уже во власти. По крайней мере, на местах. В десяти областях она имеет большинство в местных советах. А ведь программа правительства выполняется не в Киеве, а на местах. Нам надо искать такую конфигурацию коалиции, которая носила бы консолидирующий характер.
— Вы говорили об опасности нарастания отрицательного сальдо внешней торговли. Каковы выходы из сложившейся ситуации?
— Во-первых, поддержка экспортеров, стимуляция экспорта, особенно высокотехнологичного. Во-вторых, цивилизованная защита внутреннего рынка. И, безусловно, усиление инновационно-инвестиционного развития экономики.
— Вы не считаете, что примерно год назад в экономической политике были допущены серьезные ошибки, которые сейчас приносят свои плоды? Укрепление гривни, снятие импортных барьеров, рост транспортных тарифов…
— Действительно, был предпринят ряд действий, с которыми я категорически не соглашался. Бюджетная политика, ущемление прав иностранных инвесторов в СЭЗ, непродуманная тарифная политика монополистов, изъятие 50% чистой прибыли госпредприятий, недостаточное возмещение НДС… Все это привело к снижению конкурентоспособности экономики.
— И что делает СНБО для восстановления этой конкурентоспособности?
— На основе решений СНБО издан ряд указов Президента по таким стратегическим задачам, как усиление защиты прав собственности, энергетической, инвестиционной безопасности государства. К 15 мая должен быть готов проект бюджетной резолюции. Мы предлагаем заложить в нее стимулы для реинвестирования прибыли в энергосберегающие технологии и модернизацию производства, импорта высокотехнологичного оборудования, которое не производится у нас. Предлагаем также стимулы, призванные побудить банки кредитовать приоритетные для государства направления. К примеру, если банк предоставляет кредит на приоритетный проект, сумма этого кредита может учитываться в норме обязательного резервирования. Возможно также льготное налогообложение прибыли, полученной банками от таких кредитов. Крайне важно совершенствовать политику амортизации. Мы готовим соответствующие проекты законов и нормативных актов. Дальше все будет зависеть от слаженной работы парламента и исполнительной власти.
Персона
Анатолий Кинах родился 4 августа 1954 г. в Молдавии. В 1978 г. окончил Ленинградский кораблестроительный институт. Работал на Николаевском заводе «Океан». В апреле 1990 г. избран депутатом ВР. В 1992-м назначен представителем президента в Николаевской области, избирался главой облсовета. С июля 1995 г. по сентябрь 1996-го занимал пост вице-премьера Украины по вопросам промышленной политики, в течение четырех месяцев в 1999 г. — первый вице-премьер. С 1998 г. — депутат Верховной Рады Украины, с 1996-го — президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, возглавляет Партию промышленников и предпринимателей Украины с февраля 2000 года. С мая 2001 г. по декабрь 2002-го — премьер-министр Украины. Женат, воспитывает трех дочерей.
Инф. e-finance.com.ua
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/15488.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua