10 май, 09:33
В конце прошлой недели Россия официально запретила ввоз грузинской минеральной воды «Боржоми» — якобы из соображений безопасности. Грузины немедленно заявили о намерении увеличить продажу воды в Украине. Отечественные «минеральщики» сомневаются в успехе таких начинаний.
Запретив продажу в России грузинского и молдавского вина, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко переключился на минералку. По его словам, мораторий на ввоз «Боржоми» связан с тем, что россияне обнаружили новые партии воды, которая не соответствовала санитарным нормам. Так, по данным Роспотребнадзора, только в Москве с 18-го по 25 апреля была приостановлена реализация более 25 тыс. бутылок «Боржоми». Основным нарушением явилось отсутствие сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность минералки. Г-н Онищенко попросил Федеральную таможенную службу принять меры по недопущению ввоза на территорию РФ грузинской «Боржоми». Территориальным управлениям Роспотребнадзора поручено принять меры, направленные на прекращение реализации и изъятие воды из оборота.
Министр сельского хозяйства Грузии Михаил Свимонишвили считает, что запрет реализации на российском рынке воды «Боржоми» является политическим: «Совершенно очевидно, что в России сегодня борются со всем грузинским. Что касается «Боржоми», то это одна из лучших минеральных вод в мире».
Директор отдела по связям с общественностью компании Georgian Glass & Mineral Water (GG&MW — основной производитель и поставщик воды «Боржоми») Сергей Рыбак отметил «Эі», что объемы, ранее экспортируемые в Россию, будут перераспределены между Украиной и другими бывшими республиками СССР. В частности, сейчас в компании изучают рынок Азербайджана. Уточнять, насколько увеличатся объемы поставок в Украину, он не стал. Лишь добавил, что наша страна в этом году стала вторым рынком после России по реализации «Боржоми» — рост продаж составляет практически 100% в год. «Украина — самый динамичный рынок для компании»,— сказал г-н Рыбак. GG&MW экспортирует до 80% продукции, прежде всего, в страны СНГ и Балтии, а также в США, Израиль, Польшу, Болгарию, Румынию, Германию. Доля «Боржоми» на рынках крупных российских городов составляла до недавнего времени примерно 13,5%. Объем поставок воды в Россию в 2005 г. — около 110 млн. бутылок, в Украину — примерно 20 млн. бутылок.
О конкретных денежных потерях в компании пока не рассказывают. Кстати, число сотрудников GG&MW в России составляет 2 тыс. человек — в два раза больше, чем в Грузии. По словам г-на Рыбака, из-за российского запрета существенных потерь компания не понесет, поскольку вместо «Боржоми» увеличит объемы поставок на территорию РФ воды «Моршинская» и «Миргородская» (GG&MW является дистрибутором «Миргородской» в РФ).
Вице-президент ООО «Аква-Эко-Плюс» (производитель минеральной воды ТМ «Трускавецкая», «Чистый ключ», воды для детского питания «Малятко») Ирина Варагаш оценивает убытки владельцев «Боржоми» в миллионы долларов. «Не думаю, что им удастся намного сгладить потери даже за счет увеличения поставок «Моршинской» и «Миргородской» на российский рынок»,— заявила она «Эі». По ее заверениям, чтобы «продвинуть» эти марки на рынке РФ, понадобится немало времени и инвестиций. Г-жа Варагаш обращает внимание на то, что минеральная вода «Боржоми» позиционируется в премиум-сегменте. «Канал сбыта, который они, в основном, использовали,— это HoReCa (отели — рестораны — .— Ред.). Чтобы поставить в Украину те объемы, которые ранее принимала Россия, им однозначно необходимо менять ценовое позиционирование своей воды»,— добавила г-жа Варагаш. По ее словам, сегмент, в котором работает «Боржоми», почти заполнен, и доля его на украинском рынке невелика. В общих продажах HoReCa занимает 5-10%.
Начальник отдела сбыта МЧП «Алекс» (производит «Поляна Купель», «Поляна Квасова» и пр.) Роман Попович уверен, что российский «минеральный запрет» на украинском рынке не отразится. «Крупные украинские производители прочно удерживают свои позиции»,— считает он. Г-н Попович также отмечает, что отечественные воды в Украине, по крайней мере, в два раза дешевле «Боржоми».
Объем украинского рынка бутилированной воды, по оценкам экспертов, в 2005 г. составил 123 млн. дал, или 1,7 млрд. грн. По разным оценкам, объем импорта минеральной воды в Украину составляет от 1,5% до 5% всего потребления.
В состав холдинга GG&MW/IDS, кроме трех заводов в Грузии, также входят украинские производители вод «Миргородская» и «Моршинская» (холдинг IDS Group). Выручка GG&MW в 2005 г. составила $120 млн.
Инф. e-finance.com.ua
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/15491.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua