Затерянный мир в центре Одессы
08 апр, 08:45
Как вы думаете, где находится центр Одессы? Правильно, на Дерибасовской. Но географический центр нашего города расположен совсем в другом месте – в поселке Большевик.
«Большевик» стал затерянным миром не случайно. Попасть сюда можно или через вечно закрытый железнодорожный переезд на 7-й Пересыпской, или с Окружной дороги, или пешком. Другой дороги сюда нет. Сам переезд – место соприкосновения цивилизаций, тут магазины, банк, транспорт… За переездом даже есть автобусные остановки, которые никогда не заменят на модные стеклянные остановки со схемами маршрутов.
Впрочем, общественный транспорт здесь представлен автобусом №105, который ходит два раза в день (и это – единственный городской маршрут, на котором работает последний автобус-гармошка, в котором ездит полтора человека) и его укороченным вариантом, соединяющим поселок Большевик с 7-й Пересыпской. Иногда попадаются пригородные маршрутки. И все. Таксисты, кроме местных мужиков, услышав, что клиенту нужно куда-то далеко за железнодорожные рельсы, либо отказываются, либо загибают двойной, а то и тройной тариф.
До войны сюда ходил от Ярмарочной площади трамвай маршрута №7, а еще лет десять назад тут оставались старинные бельгийские трамвайные станции. Трамвай сюда пускали не просто так — на левом берегу Хаджибейского лимана планировалось создание еще одного грязевого курорта, подобного Куяльницкому и Хаджибейскому. 1917 год внес свои коррективы — курорт не состоялся, зато потом вполне состоялась база военных гидросамолетов — Гидропорт.
Исторически весь район сложился вокруг Балтской дороги, или, как ее называют местные – Балтовки. До революции вдоль дороги расположились две слободки – Солдатская (в ней селились ветераны) и Балтовка (тут жили мясники). И начиналось все не от переезда у 7-й Пересыпской, а у Ярмарочной площади – именно там берет начало Балтская дорога. Сейчас она разорвана путями железнодорожной станции Одесса-Пересыпь, через которые переброшен пешеходный мостик.
В центре поселка – самый настоящий архитектурный сюр. В самый разгар репрессий, в 1937 году, здесь возвели огромный жилой дом в стиле сталинского ампира. Сейчас он в удручающем состоянии — облупившийся фасад, выбитые местами окна, «сопли» телевизионных антенн…
Есть и другие сталинки, попроще и без «архитектурных излишеств» — их строили уже в 1950-е по переходным проектам.
Имеется и достаточно много двухэтажек барачного типа того же времени постройки, о чем свидетельствуют эмблемы «1955».
Тему сталинской архитектуры продолжает величественное четырехэтажное здание общежития завода «Большевик» — это более ранняя постройка начала 1930-х, в стиле конструктивизма. Пустые оконные рамы в башенке весьма конструктивно сочетаются с металлопластиковыми стеклопакетами.
Осмотрев жилищные условия, мы можем заняться и исследованием местной сферы услуг. За совдеповской вывеской скрывается столь же совдеповский по обстановке сельмаг. Тут продается всё – от продуктов, пива и водки до халатов, тельняшек и лекарств. Соседняя торговая точка при весьма скромных размерах носит статус торгового центра. На базарчике, даже ранним утром в будний день кипит торговля.
Через задние дворы «сталинок» мы выходим к электроподстанции, сразу за которой начинается болото. На болоте то ли живет, то ли не живет, местное лох-несское чудовище — человек-свинья. Встречей с этим монстром пугают детей в местной школе. Особенно часто мутанта местные жители замечают по утрам после праздников — когда все хорошо насвинячатся, то не только человек-свинья привидится, но и, чего доброго белочка или Жаба.
От насосной станции и почти до самого лимана Балтская дорога проходит в зеленом тоннеле – с одной стороны камыши по берегам Румынского канала, построенного во время оккупации, с другой – склон Жеваховой горы. На склоне иногда попадаются жилые домики. А от насосной станции до моря канализационные стоки или вода из Хаджибейского лимана течет в море. По этой же трубе жители Большевика ходят на пляж и даже ездят на велосипеде.
Поселок Большевик раньше славился своей промышленностью. Еще до революции тут появилась куча заводов — маслозавод братьев Трепель, костопальный завод Смита, кожевенные заводы Вайнштейна, Дашевского, Рисмана, обувная фабрика Уманского и даже маленький свечной заводик Балтской церкви. Хотя все это мелочь по сравнению с пробково-линолеумным заводом Викандера и Ларсона, к которому еще в XIX веке подвели железнодорожную ветку. Сейчас вся эта промышленность мертва – «Большевик» вступил в эпоху постиндустриализма.
Есть тут и школа — типичная школьная постройка сталинских времен, в которой, впрочем, поскупились на колонны во всю высоту здания. Зато тут есть единственный знак пешеходного перехода и телефонный коммутатор. Сама школа стоит на площади Мичурина. Раньше эта площадь не пустовала, о чем говорят ее старые названия Воловий рынок и Казачий базар. Сюда пригоняли скот со всей Украины для продажи на скотобойни Пересыпи. Рядом со школой – бывшая усадьба, ныне жилой барак.
При Советском Союзе тут было целых три детских садика, по уровню своей оснащенности не уступавшие любому садику в центре города. Тогдашние дети до сих пор с теплом и любовью вспоминают эти дошкольные заведения. Два из них развалились, а их территория стала свалкой, по которой бродят одичавшие собаки. В третьем расположилась автошкола, где учат водить вовсе не автомобили, а лодки.
Если говорить по сути, то поселок Большевик – это территория постиндустриального социального апокалипсиса. Промышленность умерла, вместе с ней загнулся и клуб. Коммунальное хозяйство в удручающем состоянии, а экологические условия не самые лучшие – сырость, отсутствие канализации способствуют болезням. Жители поселка, ранее неразрывно связанные с местной промышленностью, оказались никому не нужны. Добраться сюда сложно, так что жить в Большевике приходится только в качестве вынужденной меры – ибо больше негде. В лучшем положении жители частных домов – впрочем, как и все жители частного сектора, которые меньше зависят от наших доблестных коммунальщиков.
По материалам http://dumskaya.net
«Большевик» стал затерянным миром не случайно. Попасть сюда можно или через вечно закрытый железнодорожный переезд на 7-й Пересыпской, или с Окружной дороги, или пешком. Другой дороги сюда нет. Сам переезд – место соприкосновения цивилизаций, тут магазины, банк, транспорт… За переездом даже есть автобусные остановки, которые никогда не заменят на модные стеклянные остановки со схемами маршрутов.
Впрочем, общественный транспорт здесь представлен автобусом №105, который ходит два раза в день (и это – единственный городской маршрут, на котором работает последний автобус-гармошка, в котором ездит полтора человека) и его укороченным вариантом, соединяющим поселок Большевик с 7-й Пересыпской. Иногда попадаются пригородные маршрутки. И все. Таксисты, кроме местных мужиков, услышав, что клиенту нужно куда-то далеко за железнодорожные рельсы, либо отказываются, либо загибают двойной, а то и тройной тариф.
До войны сюда ходил от Ярмарочной площади трамвай маршрута №7, а еще лет десять назад тут оставались старинные бельгийские трамвайные станции. Трамвай сюда пускали не просто так — на левом берегу Хаджибейского лимана планировалось создание еще одного грязевого курорта, подобного Куяльницкому и Хаджибейскому. 1917 год внес свои коррективы — курорт не состоялся, зато потом вполне состоялась база военных гидросамолетов — Гидропорт.
Исторически весь район сложился вокруг Балтской дороги, или, как ее называют местные – Балтовки. До революции вдоль дороги расположились две слободки – Солдатская (в ней селились ветераны) и Балтовка (тут жили мясники). И начиналось все не от переезда у 7-й Пересыпской, а у Ярмарочной площади – именно там берет начало Балтская дорога. Сейчас она разорвана путями железнодорожной станции Одесса-Пересыпь, через которые переброшен пешеходный мостик.
В центре поселка – самый настоящий архитектурный сюр. В самый разгар репрессий, в 1937 году, здесь возвели огромный жилой дом в стиле сталинского ампира. Сейчас он в удручающем состоянии — облупившийся фасад, выбитые местами окна, «сопли» телевизионных антенн…
Есть и другие сталинки, попроще и без «архитектурных излишеств» — их строили уже в 1950-е по переходным проектам.
Имеется и достаточно много двухэтажек барачного типа того же времени постройки, о чем свидетельствуют эмблемы «1955».
Тему сталинской архитектуры продолжает величественное четырехэтажное здание общежития завода «Большевик» — это более ранняя постройка начала 1930-х, в стиле конструктивизма. Пустые оконные рамы в башенке весьма конструктивно сочетаются с металлопластиковыми стеклопакетами.
Осмотрев жилищные условия, мы можем заняться и исследованием местной сферы услуг. За совдеповской вывеской скрывается столь же совдеповский по обстановке сельмаг. Тут продается всё – от продуктов, пива и водки до халатов, тельняшек и лекарств. Соседняя торговая точка при весьма скромных размерах носит статус торгового центра. На базарчике, даже ранним утром в будний день кипит торговля.
Через задние дворы «сталинок» мы выходим к электроподстанции, сразу за которой начинается болото. На болоте то ли живет, то ли не живет, местное лох-несское чудовище — человек-свинья. Встречей с этим монстром пугают детей в местной школе. Особенно часто мутанта местные жители замечают по утрам после праздников — когда все хорошо насвинячатся, то не только человек-свинья привидится, но и, чего доброго белочка или Жаба.
От насосной станции и почти до самого лимана Балтская дорога проходит в зеленом тоннеле – с одной стороны камыши по берегам Румынского канала, построенного во время оккупации, с другой – склон Жеваховой горы. На склоне иногда попадаются жилые домики. А от насосной станции до моря канализационные стоки или вода из Хаджибейского лимана течет в море. По этой же трубе жители Большевика ходят на пляж и даже ездят на велосипеде.
Поселок Большевик раньше славился своей промышленностью. Еще до революции тут появилась куча заводов — маслозавод братьев Трепель, костопальный завод Смита, кожевенные заводы Вайнштейна, Дашевского, Рисмана, обувная фабрика Уманского и даже маленький свечной заводик Балтской церкви. Хотя все это мелочь по сравнению с пробково-линолеумным заводом Викандера и Ларсона, к которому еще в XIX веке подвели железнодорожную ветку. Сейчас вся эта промышленность мертва – «Большевик» вступил в эпоху постиндустриализма.
Есть тут и школа — типичная школьная постройка сталинских времен, в которой, впрочем, поскупились на колонны во всю высоту здания. Зато тут есть единственный знак пешеходного перехода и телефонный коммутатор. Сама школа стоит на площади Мичурина. Раньше эта площадь не пустовала, о чем говорят ее старые названия Воловий рынок и Казачий базар. Сюда пригоняли скот со всей Украины для продажи на скотобойни Пересыпи. Рядом со школой – бывшая усадьба, ныне жилой барак.
При Советском Союзе тут было целых три детских садика, по уровню своей оснащенности не уступавшие любому садику в центре города. Тогдашние дети до сих пор с теплом и любовью вспоминают эти дошкольные заведения. Два из них развалились, а их территория стала свалкой, по которой бродят одичавшие собаки. В третьем расположилась автошкола, где учат водить вовсе не автомобили, а лодки.
Если говорить по сути, то поселок Большевик – это территория постиндустриального социального апокалипсиса. Промышленность умерла, вместе с ней загнулся и клуб. Коммунальное хозяйство в удручающем состоянии, а экологические условия не самые лучшие – сырость, отсутствие канализации способствуют болезням. Жители поселка, ранее неразрывно связанные с местной промышленностью, оказались никому не нужны. Добраться сюда сложно, так что жить в Большевике приходится только в качестве вынужденной меры – ибо больше негде. В лучшем положении жители частных домов – впрочем, как и все жители частного сектора, которые меньше зависят от наших доблестных коммунальщиков.
По материалам http://dumskaya.net
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/156114.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua