Кризис Еврозоны и эффект Депардье

15 апр, 19:40

Примерно половина моих друзей отнеслись к получению французским киноактером Жераром Депардье российского гражданства как к шутовству, вторая половина объяснила этот поступок эмоциями, и лишь 1% осмелились поругать Россию, заявив, что Российская Федерация превращается в оффшор. Однако финансовая подоплека поступка киноактера дает куда более серьезные результаты анализа.

 

Очевидно, что первая половина нашего общества явно любит замечательные французские комедии, и европейский миллионер в их сознании ассоциируется с комиком. Вторая половина общества любит почитать желтую прессу, в соответствии с которой налоговому скандалу предшествовала неприятная история с полицией у сына Депардье. И 1% населения воспитаны с четкой уверенностью в том, что, что бы в мире ни случилось, всегда и во всем будут виноваты русские, пишет ubr.ua

 

На самом же деле шаг господина Депардье создал очень серьезный прецедент для экономики стран зоны обращения Евро и де-факто олицетворил все те опасения кредитных аналитиков на рынке суверенных долгов, которые высказывались, по меньшей мере, с момента начала долгового кризиса в еврозоне.

 

Черная метка правительству Франции

Ни для кого не секрет, что в США и ЕС 2013 год по плану должен стать годом экономии, а точнее сказать, годом балансирования доходов и расходов. Затраты, которые осуществлялись правительствами в кризис 2008-2010 гг., в основном делались за счет роста правительственных займов, и теперь объем принятого госдолга нужно сокращать, или хотя бы не наращивать его. Каждая страна решала вопрос «экономии» по-своему. Во Франции социалисты решили увеличить налоговый пресс на богатых до 85%. Очевидно, что закон о налоге на доходы состоятельных граждан был как раз частью стратегии правительства этой страны, которая состояла в необходимости сбалансировать расходы и доходы бюджета 2013. Скандал, спровоцированный Депардье, который не согласился с идеей отдавать государству 85% своих доходов, привел к провалу рассмотрения этого закона во французском парламенте. Как итог – закон не принят и, судя по всему, не будет принят ни в какой форме. Следовательно, рост бюджетных доходов, предполагаемый за счет принятия этого закона, просто не состоится, а вот проблема с госдолгом Франции останется. Сейчас соотношение госдолга к ВВП во Франции оценивают в 86%, в 2011 году дефицит бюджета у них составлял 5,3% или 144 млрд евро. По итогам того же 2011 года соотношение между налоговыми доходами бюджета к ВВП во Франции составляло 51%, что ставило французскую экономику в один ряд с такими командно-административными аномалиями как Куба, или с такими сырьевыми экономиками как Норвегия или Кувейт. Т.е. их налоговая нагрузка на ВВП уже была аномально высокой.

 

После фортеля Депардье у правительства Франции остается небольшой выбор: попробовать продолжать наращивать налоговую нагрузку для тех слоев населения, с которыми проще договориться, или продолжать наращивать госдолг. Правда еще есть вариант – реальное снижение государственных расходов, но с этим направлением очень туго, и не только во Франции. Во-первых, чиновники не привыкли урезать свой масштаб, во-вторых, снижение госрасходов может негативно влиять на деловую активность в стране, и особенно там, где госрасходы составляют существенную часть ВВП. Если попытаться увеличить налоговую нагрузку на широкие слои населения – социалистическое правительство Франции получит беспорядки греческого образца, не говоря уже о том, что такие шаги будут идти в разрез с предвыборными обещаниями.

 

Поэтому после провала концепции налоговой реформы, которая предполагала увеличить налоговое давление на богатых французов, правительству Жана-Марка Эйро только и остается, что дальше продолжать наращивать уровень госдолга к ВВП. Вернуться к идее 75% налога для богачей уже не получится. Жерар Депардье не был первой ласточкой, вступившей в борьбу за свои права налогоплательщика. За несколько месяцев до Депардье владелец известного бренда Louis Vuitton Бернар Арно стал гражданином Бельгии.

 

Бегство миллионеров – это прямое сокращение уже существующей налоговой базы, и чтобы его остановить правительству Франции нужно будет пересмотреть международные соглашения об избежание двойного налогообложения, и не только с Россией. Однако сделать в одностороннем порядке невозможно, и кроме того, процесс этот требует времени. Так что, если правительство Жана-Марка Эйро и решит проявить принципиальность в вопросе налогообложения богатых французов, то ничего кроме потока налоговых беженцев оно не получит.

 

Получатели миллионеров и новые горизонты

Поступок Депардье воплотил в практическую плоскость весьма смелую концепцию поведения, когда налогоплательщик в принципе имеет право, в отличие от Родины, избирать ту юрисдикцию, которую он считает комфортной для налогообложения. При этом анализируется не только налоговое законодательство, но и возможность двойного гражданства. Теперь уже вся система госфинансов, включая фискальную составляющую, анализируется, а фискальные власти терпеливо должны в очереди ждать решения богачей о том, подходит ли им такая юрисдикция с ее правилами и законами. Не думаю, что в ближайшие год-два мы станем свидетелями острой конкурентной борьбы между странами за миллионеров, но те правительства, которые будут забываться в своих фискальных порывах, окажутся в весьма незавидном положении.

 

Карта налоговой нагрузки, которая очень активно распространялась РИА-Новости сразу после того, как Депардье высказал желание получить российский паспорт, была с большим изъяном. Уважаемое информационное агентство изобразило лишь подоходный налог, забывая, что граждане выплачивают социальные взносы. К примеру, 17%, нарисованные Украине, вместе с соцстрахом и пенсионным фондом превращаются в 40%. Но для миллионеров важна не столько налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, сколько уровень налогов, взимаемых с доходов от капитала, а также наличие удобных налоговых соглашений с такими юрисдикциями с мягким налоговым климатом как Кипр, Белиз, о-в Мэн и т.д.

 

Рискну предположить, что правительства некоторых стран будут воодушевлены поступком Жерара Депардье и могут даже слегка подправить налоговое законодательство, чтобы только заинтересовать пришлых миллионеров.

 

Похоже, что мы становимся свидетелями того, как очень быстро меняется ландшафт фискальной системы и ее восприятие крупными налогоплательщиками. Идея того, что Родина, местожительства и фискальная юрисдикция могут быть оптимизированы и при этом не обязательно должны совпадать, очень здорово ложится в общий тренд глобализации, но по сути – это революция в сознании налогоплательщиков. И эта революционная идея становится среди европейцев очень популярной.

 

Из всего написанного у меня напрашивается 3 вывода:

 

1. К Жерару Депардье можно относиться как угодно, но в споре между киноактером и правительством Франции более абсурдной и наивной выглядит та сторона, которая решила отбирать у граждан 75% их доходов, и при этом еще месяц назад была абсолютно уверена в том, что граждане будут безропотно отдавать 3/4 своих доходов.

 

2. Ситуация с госдолгом во Франции еще не критична, однако приближается к барьеру, за которым уже просматривается греческий сценарий. Правительство страны не в состоянии уменьшить госдолг и идет на абсурдные решения и реформы, которые скорее указывают на несостоятельность такого правительства в сегменте исполнения Маастрихтского соглашения. Напомню, что Франция относилась к числу флагманских экономик стран ЕС. Отсюда вопрос: что же тогда будет твориться в проблемных странах PIGS в 2013 году? Кажется, я начинаю понимать главу ЕЦБ Марио Драги, который прогнозирует снижение ВВП стран еврозоны в 2013 году на 0,4-0,6%.

 

3. Похоже, что в ЕС зреет очень большой бардак как в системе управления госдолгом, так и в фискальной системе. Идея интеграции в Евросоюз выглядит все менее и менее привлекательной. ЕС не только не в состоянии локализовать кризис в проблемных юрисдикциях, но и имеет проблемы с балансированием бюджетных расходов и доходов в экономиках, которые ранее считались благополучными. В таком свете идея дружбы нашей страны с Таможенным союзом и одновременно осторожные шаги по интеграции в ЕС выглядят оптимальной стратегией, которая обеспечивает экономическую независимость Украины:- Шапран Виталий

 

e-finance.com.ua

 


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/156680.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua